Спас на крови
DeGarden
11 Май 2007 - 10:17Информация об изображении
- Просмотров: 1323
- Комментариев: 0
- Размер: 40,55К
- Размеры: 450x600
- Данные камеры: Просмотр свойств EXIF
Храм Воскресения Христова никогда не мыслился, да и не был оплотом исключительно церковной жизни. Об этом не помышляли даже деятели церкви. И для них он был храмом-памятником, храмом-символом.
Вот что писал по этому поводу высокообразованный и широко мыслящий протоиерей Н.Антонов: "Вот этот-то храм Воскресения Христова и прилегающий к нему район и надлежало бы сделать средоточием всего того, что имеет художественное отношение к императору Александру II, и проще всего, в области живописи и вообще изобразительного искусства".
Как музей рассматривал Антонов и ризницу Спаса на крови, даже предлагал расширить этот музей (возможно, намечалось построить еще одно небольшое здание в Михайловском саду). Разумна и его мысль об устройстве своеобразного музея в самом саду - установке статуй деятелей русского искусства второй половины XIX века, и, прежде всего, самого императора Александра II.
Спас на крови Антонов и его единомышленники хотели видеть "приютом" русской национальной музыкальной культуры, центром духовного пения, выступлений хоров. В ту пору не шла речь об этом соборе как о постоянно действующей церкви - все понимали его исключительную художественную ценность. Ни одно из этих предложений не устарело в наше время. По существу, это готовая программа возрождения храма.
Президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. На длительный период духовно-просветительная роль собора-памятника, сперва как храма придворного, затем приходского, оказалась невостребованной.
Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в ноябре 1930 года передал разоренный храм музейной секции. Но освоить грандиозное здание, да к тому же содержать его в должном порядке политкаторжанам оказалось не по силам. Некоторое время собор пустовал. Считалось, и это было на руку новым хозяевам страны, что Спас на крови не представляет ни исторической, ни художественной ценности. Началась кампания по его уничтожению.
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня.
Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Казалось, участь храма-памятника, как и многих других российских церквей, была решена. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев.
После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться, после войны к "непрофильной" эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага.
Еще один критический момент в судьбе храма - 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.