Дим, не совсем понятно - чтоже там за маятник. На одном рисунке он смотрит свободным концом к земле, на другом куда-то в небо.
Ну раз уж в условии сказано - "математический", то рискну предположить что это всё-таки классическая модель.
Если всё-таки свободный конец маятника направлен вниз, то чисто интуитивно, могу сказать что если поезд будет двигаться с ускорением, то маятник качаться не будет.
1. В случае постоянного ускорения на маятник действует постоянная сила F=ma (по второну закону Ньютона) соответственно маятник будет отклонён на некоторый угол (постоянный!) в направлении обратном движению поезда.
2. В случае переменного (возрастающего) ускорения - сила соответственно возрастает и маятник всё больше отклоняется от оси (т.е. угол будет расти с ростом ускорения), опять же в направлении обратном движению поезда.
Из-за чего это будет происходить внятно объяснить не могу... но по моему разумению - так как один конец маятника жёстко закреплён на корпусе вагона на него действует сила тяги поезда (которую впринципи можно выкинуть если рассматривать вагон как инерциальную систему отсчёта), то на свободный конец будет дествовать та самая сила F=mа действующая в направлении обратном движению поезда, сила тяжести и сила реакции стержня. Так вот сила действующая на маятник создает момент М=Fl который и стремиться провращать маятник относительно закреплённого конца, но ей противостоит сила тяжести.
Короче в случае постоянного ускорения маятник коле****ся не будет. На какой угол он отклониться можно посчитать - если принять вагон за инерциальную систему отсчёта, то задачка становится классической задачей на статику.
В случае переменного ускорения всё гораздо сложнее. Там и принципы расчёта другие.
Сообщение отредактировал Helix: 26 Июнь 2007 - 15:09