Отправлено 26 Июль 2006 - 23:08
Альберт Великий.
МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД
(продолжение)
6. Какие разновидности печей для возгонки и какая от них польза
Теперь надлежит рассмотреть печи для возгонки, которых требуется по крайней мере две или четыре. У этого рода печи всегда должны быть диск, проход и отверстия, как и у печи философов, только несколько меньших размеров. Добавим: их следует помещать всегда вместе, чтобы удобнее было за ними [следить].
7. Как [складывают] печи для перегонки
Печи для перегонки следует складывать следующим образом: их делают точно так же, что и печи, о которых сообщено мною прежде, — из глины. Круговая стенка воздвигается на земле, стенка эта в четыре пальца толщиной и три ладони в ширину (то есть в диаметре). Надо, чтобы печь была снабжена отверстием сбоку в три пальца в ширину. Печь должна быть вверху шире, нежели у основания. Сложи сперва лишь две таких печки, коих на первых порах будет предостаточно. [Изготовь] несколько сосудов, приспособленных к печкам: для перегонки, для обжига и для осаждения.
8. О печах обливных.
Обливную печь складывают точно так же, что и все иные, пригодные для нанесения глазури.
9. Как облицовывают глиняные сосуды.
Подбери хорошо обожженный глиняный23 сосуд, предназначенный для облицовки. Обмажь его хорошенько красным свинцом, приготовленным следующим образом. Разведи отвар от пивного или винного брожения водой в отношении десять к одному. Затем прибавь красного свинца24 столько, сколько хочешь, хорошо размешай и нанеси раствор на поверхность сосуда кистью или рукой. Дай сосуду просохнуть. Далее помести сосуд в печь, повернув вогнутой стороной вниз и закрепив неподвижно на двух жестких железных подпорках, помещенных в середину печи. Если ты хочешь обработать таким образом несколько сосудов, заложи устье печи камнем или обмажь глиной. Спервоначалу на протяжении одного часа нагревай медленно. Потом увеличь нагревание до тех пор, покуда не заметишь, что красный свинец, размягчаясь, стал подобен воску. Засим дай сосуду охладиться, отвори печь и достань оттуда хорошо облицованный сосуд. Заметь к тому же, что красный свинец, полученный из белого свинца, вдесятеро ценней белого свинца как такового или красного свинца, выработанного из свинцовой окалины. Этим и заканчивается наше обсуждение того, как устроены всевозможные печи. Дальше мы обсудим изначальные духовные принципы и некоторые панацеи.
10. Четыре тинкториальных духа.
Заметь себе, что четыре духа металлов суть ртуть, сера, аурипигмент, или мышьяк, и нашатырь25. Эти четыре духа окрашивают металлы в красный и белый, иначе — превращают их в Солнце и Луну. Сами по себе они, покуда их специально не обработали особыми веществами, не летучи (non effugiant ignem), а помещенные в пламя ярко горят. Эти духи выявляют Луну в железе и олове или Солнце — в меди и
свинце.
Итак, буду кратким. Все металлы могут превратиться в Золото и Серебро, которые ничем не отличаются от природных. Хотя, впрочем, алхимическое железо не
притягивается алмазным камнем26. Верно, и алхимическое золото едва ли сможет вылечить человеческое сердце или, допустим, проказу. Более того, язвы больных
проказой разрастаются, чего никогда не бывает от золота природного27. Но что уж вполне достоверно, так это то, что все иные свойства золота алхимического ничем не отличаются от свойств золота природного. Я говорю о ковкости, цвете и прочем. Из этих четырех духовных начал приготовляют тинктуру, которую арабы называют эликсиром, а латиняне ферментом28.
11. О том, что есть эликсир, а также о том, сколько металлов могут быть превращены посредством четырех духовных начал
Эликсир — имя арабское, а фермент — латинское. Подобно тому как хлебы всходят на добрых дрожжах, так и материя всех металлов может быть посредством наших четырех духовных начал стать белой и красной. Особенно же посредством ртути, ибо именно ртуть — источник и родитель всех металлов.
12. О разновидностях веществ и об их именах
А сейчас последует перечень имен и иных начал медикаментов: универсальная соль (sal commune), щелочная соль, соль нитрум29, бура30, римские квасцы, квасцы из Йемена, винный камень, атраментум31, зеленая медь, каламиновый камень, купорос32, тутия33, киноварь, красный свинец, белый свинец, куриные яйца, яичная скорлупа, уксус, моча, кадмия34, марказит35, магнезия36. Есть великое множество и всяких прочих вещей, кои в нашей книге нет нужды упоминать. Все эти вещества не обладают тинкториальной преобразующей силой, однако и они полезны, их можно легко приготовить, растворить и в их растворах вымочить окалину разных металлов, что, [в свою очередь, необходимо для] перегонки их в виде паров. В главах, кои последуют дальше, я тебе покажу по порядку, где можно эти вещества найти, как их приготовить, каким способом их прокаливать и в чем растворять.
13. Что есть ртуть и каково ее происхождение
Ртуть37 — это плотная жидкость, которая находится в чреве земли и от умеренного нагревания соединяется с белой тонкой землицей, в конечном счете, в равном соотношении. Она легко и подвижно бегает по гладкой поверхности и, вопреки жидкой своей природе, не просачивается в ту поверхность, по которой скользит.
Ртуть плотна, но и суха. Сухость ртути умеряет ее сродство [с поверхностями], с которыми ей приходится соприкасаться.
Ртуть — материя металлов. Соединившись с серой, она образует то, что мы зовем красным камнем38, из коего можно извлечь живое серебро. Встречается же ртуть в горах, особенно в старых ущельях и балках, притом в больших количествах. По своей природе ртуть холодна и влажна39. Она источник всех металлов, как уже отмечено мною раньше. Все металлы сотворены из нее. Она смешивается с железом, и ни один металл не может быть озолочен40 без помощи ртути. Прибавлю еще41. Живое серебро и сера, если их подвергнуть возгонке с нашатырем, обратятся в сверкающий красный порошок42. Когда же этот порошок сгорает в пламени, он вновь возвращается к прежнему — жидкому — состоянию.
14. Что такое сера, каковы ее свойства и где ее можно отыскать
Cepa43 — или, другими словами, жирная земля — сосредоточивается в минералах земли благодаря умеренной естественной варке, становясь, таким образом, твердой и плотной. А затвердев, и прозывается серой. Сера обладает очень сильным действием44 и представлена повсеместно как постоянная и однородная субстанция45. Именно поэтому маслообразную серу нельзя
отделить от обыкновенной серы с помощью перегонки в отличие от других веществ, тоже образующих масла. Предпочитают обычно делать это с помощью крепких вод, подвергая серу кипячению в этих водах. Сера встречается в земле, иногда в горах
и на болотах. Существует много разновидностей серы. Вот они, эти разновидности: белая, красная, зеленая и черная. Помимо поименованных есть еще и мертвая форма серы46. Эта форма серы оживает, иногда извлекается из плавких земель: она очень
хороша при чесотке. Разлитая в цилиндрические сосуды, сера вновь умирает, о чем превосходно знают аптекари. Еще прибавлю. Природа серы огненная, горючая. Сера размножается, подобно камеди, и нацело сгорает, улетучиваясь в дым.
15. Что такое аурипигмент и какое у него происхождение
Аурипигмент47 — это минеральный камень. Образуется он так. Скопления перегноя в
земляных глинах путем медленной естественной выварки постепенно переходят в
аурипигментную субстанцию. Аурипигмент бывает двух сортов по внешнему своему
виду и по фактуре: ясный и чистый, тусклый и грубый. Чистый аурипигмент получают
промыванием и варкой его в моче, грубый — путем возгонки. Но об этом поведаю тебе дальше. Добавлю. Аурипигмент — активное горючее вещество, до тех пор покуда не стал белым. Обработанный возгонкой аурипигмент может выбелить медь до состояния и
качества серебра. Этого можно добиться, если прибавить две части нашатыря к четырем частям "каменной соли"48, поместив ее сверху. Повтори возгонку трижды, и ты будешь весьма доволен [результатом твоей работы].
16. Что такое мышьяк
Мышьяк49 — нежная тонкая субстанция серного цвета и попадается в виде красного
камня. Природа его сходна с природой аурипигмента. Мышьяк бывает двух цветов —
белый и красный. Легко возгоняется и может быть выбелен двумя способами —
выветриванием и возгонкой50.
17. Двойственная природа нашатыря
Нашатырь51 бывает двух сортов: естественный и искусственный. Естественная его
разновидность белого и красного цвета встречается в земле. И красный, и белый
нашатырь можно извлечь из твердого кристаллического минерального камня, очень
соленого на вкус, теплой и сухой природы. Нашатырем промывают [металлы], очищая
их и рафинируя. Искусственный нашатырь в нашем деле лучше натурального и
обладает против прочих солей б'ольшим благородством. Нашатырь размножает ртуть,
если его прежде прокалить, измельчить и смешать с оной. Если же [нашатырь]
развести в жидкости. он растворяет железо и свинец. Нашатырь дает масло,
твердеющее от огня. По своей природе нашатырь теплый и влажный и используется в
качестве мягкого начала при изготовлении эликсира, поскольку без нашатыря
вещества нельзя ни растворить, ни как следует перемешать.
Заметь себе. что нашатырное начало само по себе вовсе не обладает тинкториальною
силой. С его помощью нельзя обратить тела ни в красный, ни в белый цвет. Но зато
нашатырь споспешествует тому, чтобы другие медикаменты лучше проникали в
неблагородные вещества, очищали и высветляли их, спасая от черноты. Таким
образом, сам нашатырь как бы незрим в отличие от иных начал, смешанных с
неблагородными телами. Зато он помогает их взаимодействиям, а сам же эти
взаимодействия как бы минует.
Прибавлю к этому. Раствор нашатыря, сублимированного или нет, но процеженный
несколько раз сквозь толстую ткань с упорядоченным рисунком, помогает проникнуть
телам, подвергнутым обжигу, в другие плавкие тела. Здесь-то и случается
долгожданное: обожженные тела легко поглощаются на поверхностях плавких веществ.
Так совершается сгущение и окончательное смешение в нечто однородное. Если
приготовить шафран марсов (crocus ferri) таким же способом, можно получить
тинктуру для получения из серебра самого лучшего золота.
18. Для чего нужна универсальная соль и как ее приготовить
Универсальная соль52 есть ключ нашего искусства, потому что она отворяет и
затворяет все вещи. Ни одно алхимическое действо не может без нее завершиться.
Приготовлять ее нужно так. Возьми соли столько, сколько пожелаешь, растолки ее в
небольшой ступе, налей теплой воды и хорошенько размешай, процеди сквозь плотную
ткань в вертикальный сосуд. Прибавь еще горячей воды и раствори оставшийся
осадок.
Кипяти этот раствор в стеклянном, свинцовом или же медном сосуде, покуда вся
вода не испарится. Помести эту соль в новый сферический сосуд (olla) и закрой
его. Поставь сосуд в печь для обжига и доведи соль до совершенной сухости.
Потом отставь сосуд [с солью] в сторону и не трогай его, покуда я тебя не научу,
как следует растворять и перегонять вещества.
Хочу еще прибавить к сему. Я установил, что для этого дела потребна вовсе не
металлическая, а обливная глиняная посуда, ибо, как говорит Гебер53 в первой
части своего трактата "О разузнавании совершенств": "Раствори соль в теплой
воде, перегони, одновременно процеживая, сгусти в подходящем для этого сосуде на
слабом огне". Говоря иначе, помести соль в печь для обжига или в печь для
выпечки хлеба, хорошо высуши и отложи на время.
19. Соляная вода, или вода, в коей растворена любая [какая тебе только придет на
ум] соль
Расплавить соль можно так. Раздобудь пинктавианской соли, хорошенько размельчи
ее в медной ступе. Затем наполни ею четыре сосуда (mutonias). [Закупорь горла
сосудов], тщательно обмотай пробки ветошью и перевяжи веревкой, сделав [сосуды]
непроницаемыми для воздуха. Наполни твой большой алхимический котелок (cacabis)
дождевой водой. Закрепи в нем жесткий прут, подвесив на нем два сосуда с солью,
погрузив сосуды в воду по самое горлышко, но прежде заполнив их водой. Так и
оставь все это на время, равное естественному дню. Дай раствору отстояться, а
после этого процеди раствор. Поглядывай внутрь сосудов, наблюдая за осадком.
Если кое-какое количество соли останется, оставь котелок еще на день, а потом
повтори то же, что и прежде, покуда соль полностью не растворится в воде, затем
отфильтруй и остуди. Помести твердую составляющую в глиняный горшок,
предварительно равномерно обернув огнеупорной прокладкой, сам же горшок подвесь
над огнем, полученным от зажженных углей. Нагревай горшок со всех сторон. Пусть
греется над огнем, можно, впрочем, и в печи, покуда жар не остынет. Охлади.
Отвори сосуды с солью, которая станет металлу подобна. Проделай все это не
меньше семи раз.
20. Какая польза от щелочной соли и как ее приготовить
Щелочная соль54 очень важна в нашем искусстве. Если эту соль хорошо приготовить,
с ее помощью можно высвобождать твердые окалины всевозможных тел. Природа ее
тепла и влажна. Щелочную соль готовят так. Возьми побольше гнилостной дубовой
золы или же, еще лучше, массу, оставшуюся в результате винного брожения, которой
чистят одежду, мелкомелко измельчи, прибавь одну шестую часть негашеной извести,
перемешай, положи на плотную ткань, а ткань помести над сосудом из-под вина.
Потом примешай в эту массу окалины и залей сосуд доверху горячей водой. Затем
отцеди, покуда полностью не исчезнет всякая горечь. Слей жидкость и залей вновь
свежей водой. Еще раз повтори [все], чему я тебя только что учил. Помести все
фильтраты в тот же сосуд и оставь до утра. Утром перегони через фильтр. Потом
нагревай в небольшом котелке (caldarium), покуда весь раствор не выпарится, а
остаток не отдымит. Дай тому, что осталось, поостыть. То, что останется, и есть
твердый камень, который называют щелочью, или горькими отбросами. Засыпь этой
солью глиняный кувшин до половины и поставь незакрытым в печь. Сперва грей на
медленном огне, прогревай мягко, чтобы масса не вскипала и даже не булькала.
Потом начинай греть сильнее, покуда щелочь не покраснеет и не разжижится до
воскоподобного вида. Затем при помощи щипцов перелей содержимое сосуда в другой
стеклянный сосуд. Но сделай это быстро-быстро, чтобы жидкость не затвердела.
Помести стеклянный сосуд с белой щелочной солью в теплое и сухое место, несмотря
даже на то, что щелочь со временем, расплывшись, станет жидкой.
Прибавлю к этому. Ту же самую щелочную соль можно приготовить и подругому.
Возьми золу, образовавшуюся от сгорания вполне определенных растений, — золу,
которую называют содой55, хорошенько разотри [и] прокипяти в горшке с водой.
Потом пропусти раз или два сквозь сито, сходное с тем, которым пользуются для
процеживания красного вина, [и] перегони через фильтр.
Затем помести [раствор] в новый глиняный горшок и сгущай сначала на медленном
огне. Увеличь жар, покуда соль не затвердеет. Помести соль в чистое сухое место.
Это — растительные квасцы, их называют по-разному: щелочные квасцы, щелочная
соль56 и клавельная зола, [которая], если сказать точнее, как раз и делается из
этих самых растительных квасцов.
Размельчи и раствори йеменские квасцы в трех фунтах перегнанной мочи. Отгони
через новый фильтр. Когда белый осадок затвердеет, размельчи его на мраморной
плите. Окропи перегнанным уксусом другую мраморную плиту. Переложи измельченные
квасцы с первой плиты на вторую. Осторожно приподымай плиту одной стороной так,
чтобы прозрачная жидкость сливалась в стеклянный сосуд, а белый землистый осадок
пусть останется на плите. Все это должно проделать в холодном и влажном
помещении. Раствор же следует собрать в сосуды, хорошо их после этого закупорив.
Полученная жидкость может быть отвержена на медленном влажном жару57.
Этими квасцами можно фиксировать начальные принципы, а жидкостью можно обмывать
тела, подвергшиеся обжигу.
21. Как выбелить и как растворить в воде квасцы
Возьми столько квасцов, сколько тебе заблагорассудится. Засыпь их в кувшин до
половины (или чуть меньше). Помести в печь и медленно нагревай. Потом нагревай
сильнее, дав квасцам высушиться. Суши их таким образом целый день, подавая как
можно больше тепла. По охлаждении перенеси квасцы снежной белизны на мраморную
плиту, а плиту, в свою очередь, помести в сырое, прохладное место. Квасцы
применяются для приготовления отбеливающей жидкости.
Прибавлю. Поступая так, как я тебе только что посоветовал, ты можешь распустить
квасцы в жидкое состояние либо втереть в них некоторое количество нашатыря и
употреб**ть эту смесь для чистки мраморных плит, освежения навозных [ям],
устранения запаха зловонных дымов и паров и для иных, подобным этим, дел.
22. Как же можно окрасить в красный цвет атраментум, а также растворить его в
воде
Атраментум58 — это черная земля, издающая при горении сероподобный запах. Черный
цвет его при обжиге переходит в устойчивый красный. Возьми столько, сколько
захочешь, толченого атраментума, помести его в кувшин до половины или же по
горло, накрой небольшой крышкой, замажь глиной, пусть высохнет. А потом поставь
в печь для обжига. Начни медленно в течение трех часов нагревать. Затем прибавь
жару и грей так еще три часа или больше, покуда твой кувшин не накалится
докрасна. Возобнови точно такой же обогрев спустя день и ночь. Однако следи,
чтобы твой атраментум не разжижился. Охлади и достань обработанную таким образом
субстанцию из кувшина. Итак, ты обладатель красного атраментума, который именуют
атраментумом цветущим. Береги его, он тебе еще понадобится, когда наступит пора
духам и телам предстать в пурпурном одеянии. Раствор атраментума поможет тебе
придать устойчивый красный цвет любой вещи.
Добавление о квасцах к тому, что изложено раньше.
Легчайшие квасцы59 готовят так. Хорошенько размельчи квасцы и прокипяти в
заранее очищенной моче. [Моча] должна покрывать [квасцы] не более чем на два
пальца. Кипяти-кипяти, покуда все квасцы не растворятся в моче. Потом пропусти
через фильтр, сгусти и отверди между двумя глиняными подами (patellae), подавая
снизу медленный огонь.
Пусть ты пожелал высушить субстанции неодушевленные. Их можно сушить по-разному,
но ты поступи так. Помести то, что должно высушить, в сосуд, со всех сторон
непроницаемый. Оставь лишь сверху совсем небольшое отверстие необходимого
размера. Сосуд с веществом поставь в печь для выпечки хлеба, но прежде вынув
оттуда хлебы. Дай легкий жар, поддерживая его таким всю ночь; к утру твое
вещество, как утверждают, достигнет совершенной сухости. Об этом ты можешь
узнать в сочинении Аристотеля "О совершенном магистерии" ("De perfecto
magisterio")60.
23. Как приготовить винный камень, да так, чтобы масло, извлеченное из него,
могло растворять окалины
Винный камень весьма полезен в алхимическом искусстве. Его приготовляют так.
Наполни кувшин сырым винным камнем61, взятым из мутного красного или белого
вина, и закрой кувшин. Помести его в печь. Сперва нагревай медленно, а потом —
сильней. Дли нагревание три дня и три ночи, покуда кувшин не раскалится докрасна
или добела. Вынь кувшин и сохраняй. Немного погодя я покажу тебе, как сделать из
содержимого твоего кувшина масло, с помощью коего ты сможешь растворять в воде
окалины любых тел и любых духов, потому что наш винный камень упрощает узы [духа
и плоти], способствует их единению.
Добавлю. Не очень-то хорошо наполнять кувшин, стоящий на сильном огне. Сие
проверено мною не единожды.
24. Как готовят зеленую медь, как ее окрашивают в красный цвет и чем она полезна
для алхимического искусства
Делай зеленую медь62 так. Спервоначалу обработай медные пластины нашатырем и
медом. Скрепи пластины и подвесь их в парах крепкого уксуса, налитого в прочный,
хорошо закрытый — чтобы пары не улетучивались — сосуд. Все это помести в теплое
место, где и будет испаряться уксус. Пусть сосуд постоит три или четыре недели.
Потом открой твой сосуд, и ты узришь зеленую медь, налипшую на пластины.
Соскобли медную зелень и сохрани ее. А теперь сызнова подвесь пластины над
уксусом, покуда медь и на этот раз не обратится в зелень. Затем подвергни
зеленую медь обжигу точно так же, как я учил поступать тебя в этом случае с
атраментумом. Вот тогда-то ты и обретешь истинный и устойчивый красный цвет63.
Атраментум растворяется в воде и окрашивает в устойчивый красный цвет тела и
духи. И здесь атраментум упрочает узы меж духами, выявляя множество скрытых
свойств, таящихся и в самой воде64.
Прибавление к только что сказанному. А вот как приготовить зеленую медь иначе.
Возьми один фунт медной стружки, половинный вес купороса65 и нашатыря и замеси
это на крепком уксусе в виде пасты. Положи [пасту] в лошадиный помет,
находящийся в стеклянном сосуде. Пусть все это перегниет. Тогда-то и получится
преотличная зеленая медь.
[Медный] цвет. Возьми ясные медные пластины. Подвесь их [в сосуде] над вяжущим
уксусом и выставь на солнце. Пройдет четырнадцать дней. Открой сосуд и достань
оттуда пластину. Соскобли с пластины цвет, и ты будешь обладать (действуя, как я
тебя учу) наитончайшей [зеленой медью]. Заметь себе хорошенько, что говорит
Гебер в своей "Книге о печах"66, в главе о серебре: медь должно очистить и
растворить; только тогда из нее можно извлечь наичистейшую серу, уже окрашенную,
сгущенную и закрепленную.
25. Как и из чего делают киноварь
Киноварь — субстанция благородная. Она занимает подобающее ей место в искусстве
[алхимии]. Ее именуют "юзифур"67. Киноварь делают из живого серебра и серы так.
Возьми две части ртути, а третьей частью да будет сера. Смесь размельчи так, как
размельчают вермиллон68. Помести [смесь] в стеклянный сосуд с узким горлом.
Обмажь верх сосуда слоем глины толщиной в палец и, высушив, поставь сосуд на
треножник. Еще раз проверь, хорошо ли закупорен сосуд, и полдня нагревай на
медленном огне. Потом усиль огонь, прокаливая теперь уже целый день, покуда не
углядишь красные дымы, кои воскурятся над сосудом. Охлади, а потом и вскрой
сосуд, вынув из него содержимое. Добрая и ясная киноварь и будет этим
содержимым. Итак, работа завершена, а истина — в твоих руках.
Ты увидел киноварь. А теперь следи, как влага начнет улетучиваться из сосуда.
Когда же ты заметишь желтые дымы, подымающиеся из сосуда, осторожно открой его
совсем. Не пройдет и часу, как пары станут красными, а красный [цвет] — знак
киновари. Затем, опустив в ампулу69 стержень, зацепи им немного содержимого,
чтобы испытать его на все свойства киновари.
Добавление. Ртуть, однако, прежде следует отмыть с золой и солью и пропустить
сквозь ткань неупорядоченной фактуры. Точно так же и серу нужно прокипятить в
моче и в уксусе, снимая всплывающую на поверхность муть70. Потом серу сушат. А
после высушивания ее вновь вымачивают в течение дня в уксусе, а на другой день —
в моче. Мне попадался [рецепт] получения киновари и в других сочинениях. Так,
согласно Гермесу, следует взять две части ртути, три части серы и четыре части
нашатыря.
26. Как и из чего можно приготовить лазурит
Хотя лазурит71 не столь уже необходим в нашем искусстве, мне хотелось бы все же
рассказать тебе, как делать его. Возьми две части ртути и по одной части серы и
нашатыря и все это измельчи так, как я учил тебя, когда речь шла о приготовлении
киновари. Положи смесь в стеклянный сосуд. Затем прокали, как и в случае с
киноварью. Когда ты увидишь сквозь стекло голубой дым, можешь считать, что
[работа] подошла к концу. Вот уж и охладился сосуд. Вскрой его, и твоему взору
предстанет великолепный лазурит. Раздроби его на камне всухую. Часть твоих
затрат ты можешь оправдать [если продашь немного лазурита].
Добавлю. Иные утверждают, что стеклянный сосуд следует подержать на огне, покуда
вся влага не улетучится. Встретился мне один трактат, в котором сообщалось, как
была получена одна весовая часть лазурита из двадцати двух весовых частей ртути,
восьми весовых частей серы и четырех — нашатыря.
Точно так же еще в одном трактате мне довелось прочесть о том, как брали одну
весовую часть нашатыря, удвоенное количество серы и утроенное — ртути. Все это
помещали в обмазанный глиной сосуд, а потом ставили в навоз на три дня. Засим
кипятили, как тому в свое время учил Гермес.
А вот еще способ. Возьми фунт ртути, четыре унции серы и две унции нашатыря.
Размельчи и возгони. На медленном огне ты получишь ультрамариновый лазурит.
Или так. Возьми двенадцать драхм72 ртути, четыре драхмы серы и три — нашатыря.
Но можно и по-другому. Возьми две части ртути, третью часть серы и одну восьмую
— нашатыря. Растерев. положи в обмазанный глиной [сосуд] с узким горлом. А
положив, замажь отверстие. Умеренно подогревай полдня. Потом можно и посильнее.
Когда повалит голубой дым, можно считать, что работе пришел конец. Иные, однако,
предпочитают смесь из двадцати двух весовых частей ртути, восьми весовых частей
серы и четырех — нашатыря. Со смесью этой поступают точно так же, как и со
смесью в случае юзифура.
27. Как и из чего делают белый свинец
Белый свинец73 делают так. Возьми свинцовые пластины и подвесь их в парах
крепкого уксуса, налитого в прочный кувшин. Закрой сосуд и поставь в теплое
место. Потом тебе надлежит поступить так, как ты бы поступил, если бы [готовил]
зеленую медь. Ты увидишь белый свинец, налипший на пластины. Соскабливай и
накапливай белый свинец, покуда порядочно не накопишь. И только потом уже
приготовь из него свинцовый сурик.
28. Как из белого свинца приготовить свинцовый сурик
Свинцовый сурик из белого свинца74 делают вот как. Хорошенько разомни на камне с
водою белого свинца и слепи из смеси несколько лепешек. Положи эти лепешки в
глиняную не круглую, но и не слишком продолговатую миску. Возьми [в качестве
подставки] камень или сделай две глиняные стенки, каждую в одну пядь высотой.
Поставь на этот упор большой глиняный кувшин, да так, чтобы дно упиралось в одну
стенку, а отверстие — в другую. Потом помести чашку с белым свинцом вовнутрь
кувшина, закрыв ее такой же точно чашкой. Раздуй медленный огонь, а по
прошествии полудня усиль жар. Дай веществу остыть. Тогда-то ты и получишь свинец
равномерно красного цвета75. Повтори все сызнова. Растирай в течение полудня.
Вынь, и ты станешь обладателем [нужного тебе] количества доброго свинцового
сурика.
29. Как изготовить свинцовый сурик из свинцовой окалины
Возьми кувшин и помести его над двумя стенками так. как я только что тебе о том
поведал. Положи туда свинца и сильно нагрей. Когда же свинец расплавится,
помешай расплав длинной железной ложкой. Мешай, и ты заметишь, как свинец будет
превращаться в окалину. [Дли перемешивание], покуда весь свинец не сгорит. По
охлаждении провей, что останется, сквозь ткань или тонкое сито. Вновь помести в
кувшин. И опять перемешай, покуда все твое вещество не превратится в блестящий
порошок. Просей вслед за тем на камне. Размельчи еще раз с водою и обработай
так, как я тебя наставлял в случае с белым свинцом. Измельчай и прокаливай,
покуда не получишь свинцовый сурик.
Прибавлю к этому. Свинцовый сурик можно приготовить и так. Положи пять или шесть
фунтов свинца в любой, какой тебе заблагорассудится, сосуд. Расплавь на сильном
жару, помешивая железным прутом, покуда весь свинец не распылится внутри сосуда.
Оставь так на два часа. Увлажни мочой и нагревай свинец в кувшине,
предварительно хорошо разогрев кувшин в течение одной восьмой часа. Дождись,
пока огонь не умрет собственною смертью. Тогда-то и явится вещество красного
цвета. Измельчи его на плите, рассыпь в небольшие трубки (canna) и поставь на
умеренный огонь на день. Вот тогда дело можно считать свершенным.
Иной путь. Возьми третью часть "каменной соли" (sal petrae), две части красного
мышьяка и побольше живого серебра. Перемешай все вместе. Так ты тоже сможешь
получить сурик.
30. Что такое возгонка и сколько существует способов возгонки
Возгонка есть улетучивание сухой субстанции под действием огня, омывающего
стенки сосуда. Возгонка может быть разнообразной в зависимости от природы
возгоняемых веществ. Один вид возгонки [требует] воспламенения, как это бывает с
марказитом, магнезией или тутией. Другой совершается при умеренном прокаливании,
как в случае со ртутью и мышьяком. Но бывает возгонка и при низком пламени, как,
скажем, для серы. В самом деле, при возгонке ртути от нее отделяется ее земля, и
поэтому меняется ее жидкообразность. Часто бывает и так, что избыточная земля
смешивается с веществами, с коими она не имеет сродства76, значит, возгонку
нужно повторять. К таким веществам мы отнесем окалины яичной скорлупы, белого
мрамора и тонко измельченного стекла, а также ряд солей. От этих последних
[землю] можно очистить, от иных — нет, если, конечно, тела не пребывают в
совершенном [состоянии]. Однако такого рода тела уже схвачены порчей, ибо их
серность подымается в ходе возгонки с возгоняемыми телами. А серность сих
веществ сводит на нет, обезображивает весь труд целиком. Вот тебе близкий
пример. Если ты возгоняешь олово или свинец, ты обязательно заметишь, что эта
возгонка оскверняется нездоровой чернью. Следовательно, лучше осуществить
возгонку тех веществ, с коими возгонка [по природе этих веществ] разногласна. В
то же время в общем виде возгонка должна была бы проистекать куда легче у тех
веществ, меж которыми есть согласие [природного сущностного] свойства. В случае
же серности такого [природного] согласия нет77. Чтобы удалить влажность, нужно
смешать и измельчить вещество с окалинами, подлежащими возгонке, покуда металл
сделается неразличимым. Далее медленно грей, и ты удалишь влажность. По мере
улетучивания [влажности смеси] будет также улетучиваться и влажность ртути. Но
об этом я поведаю тебе в свое время, когда настанет очередь рассказать о
возгонке духовных изначальных субстанций.
31. Что такое обжиг и сколько может быть способов обжига
Любой обжиг или прокаливание есть, в сущности, измельчение вещества действием
огня, имеющего целью удалить влажность, которая связует все части тела. Обжигу
подвергают тела, не вполне совершенные.
Существует несколько способов прокаливания. Тело прокаливают для того, чтобы
удалить оскверняющую и заражающую тело серность. В самом деле, любую серность
можно выжечь из вещества, с коим она объединена, но удалить ее без прокаливания
невозможно. Мягкие тела под действием накаливания частично отвердевают и
оказываются способными легко произвести на нас впечатление вполне совершенных и
чистых тел. Изначальные духовные принципы легче фиксируются и легче
растворяются. Любое прокаленное тело фиксируется и возгоняется легче и лучше
тела непрокаленного. Итак, мягкие тела могут быть легко обожжены с помощью огня.
Телам твердым потребен для обжига очень сильный огонь. Но этому я научу тебя в
конце [данной книжицы].
Прибавление к только что сказанному. Серебро прокаливают так. Возьми унцию
наичистейшего серебра (а можешь взять, коли пожелаешь, и больше). Сделай из
этого серебра тонкие пластины с ноготь [пальца] руки. Прибавь третью часть
универсальной соли, приготовленной и обожженной обычным способом, и четвертую
часть ртути. Измельчи соль, разотри с ртутью, и ты получишь порошок.
Склей пластины с помощью порошка. Затем начни возгонку на медленном огне, покуда
влажность смеси не улетучится. Тщательно затвори отверстия и прибавь жару.
Нагревай весь день. Позаботься о том, чтобы не вдруг вынуть сосуд из огня, а
охлаждай не спеша, [в течение] трех часов. Покуда не охладится, не открывай
сосуд, иначе духовные принципы возлетят. Когда сосуд охладится, извлеки из него
ртуть, чистую, как кристалл, и отложи в сторонку. Потом извлеки и серебро, что
осталось в сосуде, наполовину прокаленное с универсальной солью. По возможности
сразу же растолки на порфире78 соль и полупрокаленное серебро. В ином случае
положи это все в стеклянную кассолу79 и отдели всю соль полностью, промывая в
кипящих водах80, покуда вовсе не пропадет соленый вкус; высуши оставшуюся
окалину на дне паропсиса81 и сразу же вновь прокали с новой порцией соли и с
новой ртутью, пятикратно или шестикратно возогнанной. Чередуй прокаливание и
отмывание серебряной окалины, покуда вкус соли будет вовсе неощутим. Твое
прокаленное серебро станет самым белым и самым чистым серебром, какое только
возможно. Оно будет подобно лучам звезд. Так, если случится сплавить это серебро
с бурой, либо с добрым нитрумом, либо со щелочною солью, ты обнаружишь, что твое
серебро обернулось белым золотом.
32. Что такое сгущение и почему к этой операции прибегают
Сгущение — это возвращение жидких субстанций к их твердому состоянию. Данная
операция сопровождается утратою веществами своих паров. Сгущение предназначено
для того, чтобы отвердить ртуть и очистить медикаменты от влажности, вкрапленной
в их массу. Ртуть сгущается путем приведения ее в твердое состояние силою
сухости огня82. Сухость огня удаляет влажность. Эту процедуру осуществляют в
длинном узком сосуде.
33. Что такое закрепление и сколько существует способов закреплять тела
Закрепление83 есть соответствующая мера закаливания летучего вещества в огне.
Закрепление задумано также таким образом, чтобы любые изменения цвета или вообще
любая субстанциальная перемена увековечивалась, оставалась бы постоянной. Так,
тела, утратившие часть своего совершенства, в результате прокаливания
закрепляются, если их освободить от порчи и летучей серности. Серу и мышьяк
закрепляют двояким образом. Первый способ состоит в том, что повторяют
прокаливание их, переводя эти вещества из одного состояния в другое84, покуда
они не достигнут абсолютной устойчивости. Духовные принципы закрепляют иначе:
либо с помощью растворов металлов, либо с помощью масла из винного камня85. Но
об этом я сообщу тебе не сейчас.
Добавление. Возьми возогнанной ртути и столько же нашатыря. Возгони все это
семикратно или же нагревай, покуда смесь не расплавится. А камень пусть остается
на дне твоей посудины. Растолки его и выставь на влажный воздух. Ты вскоре
увидишь, как твой камень разжижится. Замочи металлический мышьяк в этой
жидкости, раствори в перегнанном уксусе и семикратно перегони. Или же сгусти, а
потом раствори. На дне окажется камень.
Металлический мышьяк86 приготовляют посредством сплавления одной части мышьяка с
двумя частями белого мыла. Иной [способ] дан у Гебера в его "[Книге] о печах".
Лишь пожелай, и ты сможешь там вычитать [это].
Итак, возгони либо ртуть, либо серу, либо приготовленный как положено мышьяк,
либо и то, и другое, и третье вместе. Но и одновременно проделай то же либо с
винной солью, либо с "каменной солью", либо же с нашатырем. Повторяй это
многажды, покуда твои вещества не закрепятся. Засим постарайся извлечь [их] с
помощью теплой воды.
34. Что такое растворение и сколько существует способов растворять вещества
Растворение есть слияние какого-либо прокаленного вещества с водою. Процедура
эта изобретена для того, чтобы скрытые качества веществ могли бы стать явными
твоему взору, а явленные качества, напротив, уйти вглубь. Растворение надобно
еще и для того, чтобы удобно было перегонять вещества. А это очень помогает
освобождать их от загрязнений. Растворения можно достичь либо нагреванием или
увлажнением, либо охлаждением и увлажнением. Но этому я научу тебя в свое время.
Прибавление к только что сказанному. Есть [вещества], кои прежде прокаливают с
равным им по весу количеством серы и лишь потом растворяют в закрытом тигле в
воде или в лимонном соке.
35. Что такое перегонка и как ее осуществляют
Перегонка87 есть поднятие паров жидкости в особое вместилище. Имеются
многоразличные способы перегонки с огнем и без оного. Перегонка с огнем тоже
бывает двух видов. В одном случае перегонку осуществляют путем поднятия паров с
помощью алембика88, в другом — путем схождения сгущающихся паров и переноса их в
соответствующие сосуды.
Общая цель перегонки состоит в очистке жидкости от примесей. Очевидно, то, что
получается в результате перегонки, чище [чем первоначальная жидкость]. Удалив
нежелательные примеси из наших медикаментов и очистив наши духовные принципы, мы
можем растворить полученные таким образом чистые вещества в чистой воде.
Перегонку придумали еще и для того, чтобы извлекать и отводить по патрубкам
чистые по своей природе масла. Но по их чистоте еще нельзя судить об их
горючести. Перегонка с процеживанием служит лишь для того, чтобы получить ясную
и чистую жидкость.
Добавлю к этому. Чтобы возогнать ртуть, поступай так. Возьми одну унцию сухого
купороса и столько же универсальной соли, сперва прокаленной. Размельчи, смешай,
а потом добавь унцию ртути. Еще раз разотри и окропи небольшим количеством
перегнанного уксуса, чтобы несколько усилить смесь. [А еще лучше] применить в
этом случае немного крепкой воды89, которая обладает большею, нежели уксус,
силою. Затем помести все это в аппарат для возгонки. Если этот сосуд стеклянный,
[поставь его] посреди золы и обмажь его критской глиной, истолченной с мукой и
яичным белком. Если же твоя посуда гончарной выделки, обмажь ее гончарной глиной
и негашеной известью, увлажненной смесью лошадиного помета и подсоленной воды,
как это делали в старые добрые времена и [как о том сообщают] наиболее
авторитетные папирусы. Подбрось уголья и подожги.
36. Что такое умягчение и как это делается
Умягчение90 есть расслабление сухих и неплавких субстанций. Ясно, что эту
процедуру придумали для того, чтобы умягчить тело с надеждою преобразовать его и
таким образом позволить другим веществам проникнуть в его материю. Ведь тело,
лишенное жидкостности, неспособно допустить в себя проникновение каких бы то ни
было видимых субстанций. Иные полагают, что умягчение следует осуществлять с
помощью жидкостей и жидких масел. Но эти люди пребывают в заблуждении. Вряд ли
отыщется такое твердое вещество, в коем влажности было бы больше, нежели в сере
или мышьяке. Серу и мышьяк с помощью возгонки можно умножить во много раз,
потому что, благодаря наличию в них умягчающей субстанции, тождественной их
влажности, они очень хорошо подвергаются плавлению. В то же время совершенно
обязательно очистить их от всякой порчи. Но еще лучше закрепить их с помощью
масла, добытого из винного камня. А уж после этого очень удобно их умягчать.
Пожалуй, этих сведений тебе хватит.
К этому прибавлю еще. Умягчать необходимо духовные принципы, камни и тела при
получении всевозможных эликсиров. Едва ли найдется хотя бы один философ, который
не согласился бы с этим. Умягчение делается следующим образом. Тело [считается]
умягченным, если оно ощущается воскообразным и всплывает на поверхность воды.
Раствори [эликсир] в фиале91, помещенной в навоз. Разок перегони и удали
примеси, подернутые чернью. Затем поставь на закалку в небольшую печь. Каковы же
признаки превращения? Если небольшое количество эликсира, помещенного в тигель
над огнем, расплавится, то, значит, все в порядке. Ежели нет — начинай сызнова.
37. Как приготовить белоснежную ртуть
Возьми фунт ртути, разотри на камне с прокаленной яичной скорлупой, белым
мрамором или зеленой медью. Налей доверху достаточное количество крепкого уксуса
и замеси пасту. Прибавь немного ртути. Вотри ее, покуда не смешается со всем
остальным. Снова прибавь немного ртути и опять разотри точно так же, как и
прежде92. Слепи из пасты небольшие таблетки, помести в сосуд и держи их там,
покуда [ртуть не] выступит на поверхности таблеток. Переложи таблетки на
[противень] и высуши их в печи на умеренном жару, дабы от сверхнагрева не
улетучилась ртуть. Возьми один фунт ртути и столько же прокаленного нашатыря.
Смешай и разотри, покуда ртуть не потеряет собственную видимую индивидуальность.
Хорошенько высуши [и смешивай] с уксусом, опять-таки до тех пор, покуда ртуть не
утратит собственного своего вида. Проверь теперь, достигнуто ли тобой
совершенное смешение и растирание. Увлажни немного смесь слюною. Помажь смесью
серебряный динарий и [следи], упадет [ли] ртуть. Если да, то это значит, что ты
плохо растер свою смесь. В ином случае все в порядке. Тогда еще раз тщательно
все разотри, помести в сосуд для возгонки и тщательно его закрой.
Поверхность вещества, помещенного [в сосуд], [выравнивать] не следует. Замажь
вместилище вещества гончарной глиной. С особенным тщанием отнесись к обмазке
соединительных швов в сосуде, дабы предупредить утечку. Помести в печь для
возгонки и затепли медленный огонь на полдня, покуда влажность не улетучится.
Проверь конец исхода влажности по пластинке, не запотевает ли. Теперь, когда все
вполне сухое, залепи хорошенько твой сосуд гончарной глиной и прибавь жару. К
концу же раскали огонь максимально возможной силы. Ночью пусть [сосуд]
охлаждается. Поутру открой. В верхней части алудела93 ты [заметишь]
непрореагировавшее вещество. У подножия стенок сосуда, а кое-где и вверху ты
увидишь белоснежные вкрапления то там то сям. Собери и сбереги снегоподобную
субстанцию. Боже упаси тебя прибавить к полученному веществу жидкости: ты
вернешь твоей ртути былую оживленность, и весь труд твой тогда окажется зряшным.
Затем возьми одну часть соли, приготовленной так, как я тебя когда-то учил,
очисти ее и высуши. Прибавь к ней полчасти возогнанной ртути, смешай рукою и
положи в сосуд для возгонки. Разровняй, закрой и возгони, как это мною уже
описано. Поутру вынь возогнанное, собери и испытай. Обрати внимание на остатки.
Быстро возьми щелочь остатков и положи поверх горящих угольев. Ежели задымит,
повтори уже знакомую тебе процедуру возгонки и [на] другой день. После всего
тщательно собери возогнанное вещество — все до крупицы. На третий день возгони с
новой порцией соли и продолжай, как и прежде. Вот тогда-то будешь ослеплен
веществом куда более белым, нежели снег. Глянь, а не осталось ли чего еще на
дне. [Коли да], то продолжай возгонять, покуда все остатки не превратятся во что
надо. Еще и еще повторяй все сызнова. Бери новые порции соли и поступай, как
прежде. Четырехкратно (а может быть, и более) возведи свою субстанцию к
закреплению. На этом и успокойся.
Добавление. Можно прокаливать и тальк94. Знаменитый мастер Жан де Мен95
прибавляет зеленую медь. Этот факт засвидетельствован им в его великом
сочинении. Правда, он идет вперекор Геберу, который в главе о возгонке ртути
говорит, что ртуть должно возгонять с веществами, лишенными серности.
Способ получше возгонять ртуть сообщает Разес96 в "Прорицаниях" ("Divinationes")
в двадцать третьей [главе] семнадцатой [книги]. Хорошенько измельчи одну часть
горной соли [и] столько же египетского атраментума. Поверх налей живого серебра
в количестве, равном горной соли и египетскому атраментуму, взятым вместе. Снова
перемешай. Положи [смесь] на дно пергамского алудела97. Сверху насыпь
прокаленной горной соли. К ней прибавь немного медикамента, но прежде
высушенного, а потом совершенно лишенного жидкости. [Теперь] затепли малый огонь
под алуделом. Потом подкинь побольше углей, покуда живое серебро не возгонится.
Затем собери, измельчи как следует и возгони. Сосуд должен быть в верхней части
перегороженным и широким, в середине — много уже, а книзу — шириною с ладонь.
[Соединение ртути] будет скапливаться в виде кристаллов под перегородкою
алудела. [Субстанция], скапливающаяся над перегородкою, будет явленою вовсе не в
виде камня, а в виде порошка. Проделай это семь раз. Если [имеешь] то, что над
огнем затвердевает, а плита накалится (tabulam ignitam), значит, все в порядке.
А если нет, повтори возгонку с атраментумом и солью, да так, чтобы пары не
выходили за пределы сосуда. Плита вылудится, станет белой, и явится чистейшее
серебро.
Если ты будешь возгонять ртуть еще, не забывай уменьшать остаток примерно на
одну пятую часть. Если же станешь возгонять ртуть с купоросом и солью, чему я
тебя уже научил, обязательно прокали купорос и соль.
Замазка для заделывания щелей и трещин может быть [приготовлена] из золы,
гончарной глины и универсальной соли, растворенной в моче. Замечу: встречал я и
таких, кто [пользуется] для этого же яичным белком и негашеной известью.
38. Как растворяют, выбеливают и закрепляют серу
Сперва прокипяти на протяжении целого дня серу в крепкой кислоте. Хорошо разотри
комки и сними выплывшую на поверхность пену. Извлеки серу, высуши ее, прибавь к
ней квасцов, приготовленных так, как я тебя научил в свое время, и помести в
сосуд, предназначенный для возгонки ртути. Разведи под сосудом огонь, но слабее,
однако, того огня, [который потребен] для возгонки ртути. Потом убавь огонь и
начни медленно возгонять и возгоняй так целый день. Наутро достань [возогнанное
вещество], и ты увидишь, что оно почернело. Возгони еще разок, и оно побелеет.
Возгони в третий раз вместе с солью, и твоему взору предстанет вещество белизны
совершенной. Возгони еще два раза, закрепив таким образом достигнутое
совершенство белизны, и отложи в сторону.
Добавление. Серу возгоняют так же, как и мышьяк, но с тем лишь отличием, что
серу кипятят более энергично и значительно дольше.
39. Как выбеливают аурипигмент
Аурипигмент должно измельчить, а потом кипятить его целый день в уксусе или же в
моче. Затем прибавь черного железного порошка (fuligine ferri) столько, сколько
пожелаешь. Хорошенько размешай, а потом и возгони, поступая точь-в-точь как я
учил тебя поступать с серою. Тогда-то твой аурипигмент и побелеет.
Прибавлю. Аурипигмент именуют желтым мышьяком. Нет лучшего способа очистить
аурипигмент, как лишь с помощью уксуса и соли. Да и Разес в соответствующем
месте говорит то же: нет ничего лучше соли для совершения очистки аурипигмента.
40. Как выбеливают мышьяк
Мышьяк есть субстанция, природа которой сходна с природою аурипигмента, с той
лишь, однако, разницей, что кипятить его вовсе не обязательно. Итак, хорошо
измельчи твой мышьяк, вымочи его в крепком уксусе дважды, трижды или четырежды,
каждый раз высушивая. Между прочим, Роджер98 настаивает на вымачивании в
перегнанном уксусе в том месте своего сочинения, где он говорит о прокаливании
тел. Обработал? А теперь измельчи твой мышьяк в порошок и так вот и храни его.
Вещество в виде порошка очень удобно прокаливать. Но если тебе захочется
возогнать мышьяк, измельчи его еще тоньше и прибавь к нему равновесное
количество черного железного порошка. Повтори возгонку семь, а то и больше раз,
поступая [так, как] я учил тебя, когда речь у нас с тобою шла о ртути. По
завершении твоему взору предстанет мышьяк снежной белизны.
41. Как приготовить нашатырь
Если хочешь возогнать нашатырь, поступай так. Хорошо растолки его с нужным
количеством универсальной соли, тщательно размешанной в какойлибо жидкости.
Возгони на низком пламени в течение трех часов, а затем и на высоком пламени, но
возгоняй уже весь день. Наутро вынь возогнанное вещество [из пламени] и сбереги
его. Делай все это точно так, как я учил тебя поступать с ртутью. Возгони еще
два-три раза, дабы вовсе очистить вещество от отбросов. Поставь [в сторонку].
Прибавлю к этому. Размягчи нашатырь с универсальной солью, соответствующим
образом приготовленной. Высуши и повтори умягчение и сушку несколько раз, покуда
нашатырь не перестанет уменьшаться в весе. Вот тогда-то твое вещество можешь
считать вполне пригодным. Растворив нашатырь в уксусе, процедив через фильтр и
высушив на солнце, прибавь [к нему] равновеликое количество обожженной соли,
смешай и помести в закрытый сосуд99. Сам же сосуд поставь на горячую золу. Затем
[нашатырь] возгони с каким-нибудь веществом, пропитывающим нашатырь. А теперь
расплавь нашатырь на плите, нагретой докрасна. Если нашатырь расплавится
бездымно, значит, все исполнено как надо. Здесь я изложил [мнение] Роджера
Бэкона.
Знавал я и таких, кто возгоняет нашатырь и с "каменной солью". Но, замечу,
прежде чем возгонять на огне, соль эту следует очень хорошо высушить и очень
хорошо смешать с нашатырем.
Иные — встречались мне и такие — возгоняют нашатырь с универсальной солью и
особо приготовленным тальком, растолченным со слоем специально обработанной
универсальной соли. Все это помещается в сферическое пространство сосуда и
возгоняется четыре или пять раз.
Как приготовить нашатырь, если следовать за Разесом? Возьми кристаллизованного
нашатыря, разотри с морскою пеной100 и солью нитрум. Возгоняй, положив на дно
пергамского алудела над слоем обожженной соли. Собери возогнанное вещество и
кипяти его с водою в трубках алембика101, [покуда не] растворится. Перегони или
раствори в кошачьем пузыре102, помещенном над водою. Еще раз перегони. И все.
Закрепленный нашатырь растворять трудно. Поэтому пропитай его уксусом, положи в
алудел, а [алудел] поставь в помет, покуда не растворится, и затем перегони.
Будь, однако, аккуратным с водою, взятой для растворения. Пусть ее будет
столько, сколько нужно, чтобы растворить лишь необходимое количество нашатырного
духовного начала.
42. Об огнетворных веществах
Я уже поведал тебе принцип возгонки духовных начал. Остается теперь исследовать
вещество огня. Я утверждаю, что огонь должен быть добыт из угля. И две причины
укрепляют это утверждение. Первая. Подкладывать уголь в очаг куда легче, нежели
дрова. Вторая причина. Дерево очень чадит, а дым мешает следить за тем, [как]
идет дело. Сосуды лопаются на огне, если они сработаны из скверной глины или
плохо обожжены. Когда лопаются гончарные сосуды, тотчас появляется белый дым,
легко различимый в угольном пламени. Лишь задымится сосуд, немедля сними его с
огня, и твой труд, связанный с возгонкой, еще не пропал. Следи за первым белым
дымком. Будет поздно, коли проглядишь.
Заметь себе, что верхний сосуд, а именно алудел, должен быть обливным, что
совсем не обязательно для нижнего. Ты можешь, и это очень даже обычно, привести
к твердому состоянию твое вещество на скутелле, если оно не может быть
возогнано. [Вещество это] измельчи и смешай с остатками первой обработки. Не
сомневайся, что возгонка твоя будет успешной.
43. Дополнительная глава103,
продолжающая рассказывать о закреплении духовных начал
Закрепление серы. Измельчи ее, положи в ткань, а сверху перевяжи. Прокипяти в
воде с негашеной известью. Сперва насыпь в сосуд — наполовину — окалины. Затем
долей доверху обыкновенной воды. При этом матерчатый мешок104 не должен касаться
дна сосуда: расположи его посередине. Закрепи мешок меж вершиной и дном сосуда.
Привяжи к мешку небольшой камень, да так, чтобы мешок ниспадал ко дну сосуда.
Пусть жидкость кипит двадцать четыре часа или около того. Добавляй по мере
выкипания новые порции горячей воды. Затем извлеки серу и прокипяти ее в
подслащенной воде105, очищенной от окалины. На том и закончи.
Наисильнейшая вода (aqua fortissima) для закрепления любого духовного начала.
Сперва перегони раствор сокровенного белого камня, а именно четырех фунтов его с
одним фунтом обожженной яичной скорлупы, хранимой до того в земле. Повтори так
многократно. Об этой жидкости тебе надлежит знать следующее. К полутора фунтам
прибавь две унции универсальной соли, приготовленной по второму способу, две
унции лучшей щелочной соли, одну унцию нашатыря, возогнанного четырехкратно, и
одну унцию птичьего белка, сгущенного сразу же по приготовлении. Все эти соли
следует растворить в данной жидкости. Закрепив, помести все эти субстанции,
представляющие изначальные духовные принципы, в двойную реторту106, хорошо
замазанную и потому герметичную. Так говорит Арнольд107.
Помимо сего, многократно перегони, выявив остатки, возгони соли столь же хорошо,
как если бы ты их растворял. Все это облегчит растворение солей в воде. Потом
отгони воду. Так воздействуй на духовные начала. Причем не обязательно все это
делать в двойных сосудах. Иногда духовные начала лишь на седьмой возгонке
достигают закрепления с раствором, находящимся на днище реторты, благодаря
доброй силе солей, равно как и пластине, дарующей через огонь тепло. Иной раз,
впрочем, четвертая часть раствора может закрепиться и на четвертой возгонке. Вот
тогда-то и прибавь все, что у тебя осталось, дабы завершить закрепление
субстанциальных духовных начал.
Кое-кто говорит, что возогнанная ртуть, положенная на оловянную или железную
плиту, расположенную в защитном шкафу (cellarium), сразу же переходит в жидкое
состояние. Такая живая ртуть легко закрепляется путем растворения и сгущения.
Жидкость, отделенная от белковой части яйца и затем очищенная с помощью
прокаленной яичной скорлупы (albuminibus ovorum), йеменские квасцы, нашатырь
(если взять по фунту каждого) — все это вместе является лучшим закрепляющим
[составом] для субстанциальных духовных начал, совершеннейшая изо всех
жидкостей. Но об этом я расскажу тебе в свое время.
Ртуть должно закреплять так. Размельчи возогнанную ртуть в ступке с винным
камнем и грубой универсальной солью. Возгони. Потом снова размельчи и возгони
еще раз. Продолжай так поступать раз десять, а то и больше, давая всякий раз
новые порции соли и винного камня. Именно тогда твоя ртуть и будет в конце
концов закреплена.
Ртуть можно закрепить также в двойной реторте в течение дня с маслом винного
камня, вылитым на поверхность ртути. Причем реторту следует выставить на
медленный огонь по крайней мере часа на два. Потом нужно продолжить обработку
нагреванием, покуда вовсе не прекратится восхождение паров. Затем открой реторту
или же. хотя бы одно отверстие в ней. Возьми ореховый прут, достань им до дна,
дабы убедиться, есть ли жидкость на дне реторты. Если придонный остаток
затвердел, значит, вещество закреплено. А если нет, то затепли огонь часа на
три. Потом охлади. Вынь вещество, увлажни и повтори варку семикратно.
Жидкая ртуть. Возьми нашатыря и ровно столько же морской пены. Хорошо измельчи и
помести в одинарную реторту. Положи сверху живого серебра. Излишки удали и
перегони на медленном огне. Белая жидкость, что будет отгоняться вначале, ни на
что не годна. После этого на короткое время усиль огонь. Живое серебро,
наработанное или возогнанное вначале, станет отгоняться. Все закрепленные соли
вместе с закрепленной ртутью еще больше закрепятся последующей возгонкой, покуда
вся ртуть не расплавится.
Ртуть закрепляется с щелочной солью, окалинами тел или с тем и другим сразу. [A
делается] это на умеренном огне, в подходящем сосуде, ибо умеренный огонь
благоприятствует сохранению влажности. Ведь именно влажность есть причина
плавления. Чрезмерный или же слишком буйный огонь, напротив, мешает плавлению,
задерживает его.
Ртуть может быть закреплена с помощью возгонки между двумя прочно скрепленными
скутеллами с попеременным перемещением вверх и вниз раз четырнадцать или
пятнадцать — покуда не закрепится. Есть люди, которые утверждают, что все это
следует производить в железном сосуде и что этот метод тоже сопряжен с. огнем и
мерой огня.
Если ты хочешь закрепить возогнанные изначальные духовные принципы, раствори
окалины тел в жидком нашатыре. Жидкий нашатырь способен эти окалины поглотить.
Таким образом изначальные духовные принципы и закрепляются в форме окалин. Так
считает [Роджер] Бэкон.
Закрепление нашатыря. Приготовь пасту негашеной извести с яичным белком в двух
тиглях. Положи в пасту нашатыря в виде комков. Замажь [эти комки] упомянутой
пастой и просуши. Затем обмажь все это глиною мудрых108, вновь высуши и зарой в
теплую золу на два дня и две ночи. Когда же истечет это время, знай, что
нашатырь закрепится. Наконец, раствори закрепленный нашатырь в теплой воде и,
коли хочешь, процеди и сгусти. Так [твой нашатырь] обретет чистоту.
44. Здесь начинается алхимическое откровение и научение тайнам сего искусства
В этом месте моей книги я могу достоверно сказать, что вполне обучил тебя
собирать многоразличные цветы, источающие благоухание, приносящие здравие и
красоту, венчающие славу мира. Но среди прочих цветов есть один —
наикрасивейший, благоуханнейший из всех. Это цветок цветов, роза роз,
наибелейшая лилия долины. Возликуйте и возрадуйтесь, любезные чада мои, в
невинной богоданной юности вашей собирающие сии божественные цветы. Я привел вас
в сады Парадиза. Срывайте цветы, выращенные в райском саду. Плетите из них
венки. Венчайте ими чело ваше. Возликуйте и возрадуйтесь ликованием и радостью
Божьего мира.
Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам
сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров
ваших, — вывести вас к свету.
Допрежь я научил вас, как изгонять порчу и собирать истинные цветы, доподлинные
сущности тех субстанций, с коими вы имеете дело. Ныне же я выучу вас взращивать
их для изобильного плодоношения. Но один из тех плодов вдруг окажется последним
и венчальным из всех — плодом плодов — навечно, навсегда. Я выучу вас также и
тому, как закреплять возогнанные порошки, способные выдержать все, какие есть,
испытания огнем, способные к смешению и единению с разными телами. Все это
достоверно истинно и достоверно возможно. Есть два пути к сей цели. [Их-то я вам
укажу].
Примечания.
23. Fictilia (лат.) — глиняный, гончарный, керамический.
24. Minium (лат.) — свинцовый сурик (белый и красный). Алхимики знали эти две
формы в достаточно чистом виде. При остывании после предварительного нагревания
до воскообразного состояния сурик образует на стенках глиняного сосуда
глазуреподобную водозащитную поверхность.
Белый сурик обладает лучшими водонепроницаемыми свойствами, нежели красный. В
данном переводе сурик предпочтительней называть свинцом. Смысловая неточность
находит здесь свое оправдание в исторически достоверной терминологии.
25. Четыре металлических "духа" — устойчивый "алгоритм" ранних алхимиков. Это
обстоятельство отмечают почти все историки алхимии, начиная с М. Бертло. При
этом ртуть, как уже указывалось, называют живым серебром. Проникновение данной
четверицы в первые алхимические латинские тексты связывают с Джабиром ибн
Хайямом (см. примеч. 53).
26. Магнегит, или магнитный железняк.
27. Алхимическое золото, согласно Альберту, — рукотворный аналог природного
золота, кое в чем, однако, уступающий последнему. Природный образ не вполне
тождествен изготовленному образцу. Это место свидетельствует о несколько
смиренной гордыне правоверных приверженцев алхимии, втягиваемых в христианский
мир и приспосабливающихся к общепринятому христианскому послушанию.
28. Al-ikser (араб.), fermentum (лат.) — закваска, катализатор, эликсир,
тинктура, магистерий, фермент, медикамент — почти синонимы философского камня,
получившие достаточно произвольное распространение в алхимической фразеологии
XII-XVI вв. в средневековой Европе. Эликсир как главный синоним философского
камня имел два "цветовых" определения — белый и красный. Первый (низшего рода)
призван был обращать несовершенные металлы в серебро, второй — в золото.
29. Sal nitrum (лат.), в отличие от остальных веществ, поименованных в этой
главе, далее не описывается. Обычно так называли соду, реже — поташ.
30. Агрикола отождествляет borax с бурой в современном значении.
31. Atramentum (лат.) — грубая смесь сульфатов окисных меди и железа.
32. Возможно, черная окись меди или сульфат окисного железа.
33. В "Liber de mineralibus" Альберт утверждает, что тутия необходима для
превращения металлов. Состав ее не дается. Альберт намекает на содержание в ней
желтой меди и возгоняемого олова. Тутия может принимать многообразные оттенки от
белого до желто-красного.
34. Цинковая руда с примесями соединений меди и свинца.
35. Марказитом обычно называют одну из форм железного колчедана. По-видимому,
здесь он и имеется в виду. У Альберта встречаются, однако, термины marchasita
или marchasida (серебряная или золотая марказита). Что это такое, не вполне
ясно. Возможно, подобие искомого философского камня (Liber de mineralibus, III,
VIII, 102).
36. Magnesia (magnesium) (лат.) у Альберта — камнеобразное вещество черного
цвета, нанесение которого на гладкие твердые поверхности придает последним
стеклообразный вид (Liber de mineralibus, 111, VIII, 208).
37. Ртуть как металл известна приблизительно с 1500 г. до н. э. Аристотель
(Meteorologica, IV, 8, II) называет ее жидким серебром. У Плиния самородная
ртуть именуетея argentum vivum — "живое серебро", а искусственная (полученная из
киновари) "гидраргирум" — "водоподобное серебро".
38. Красный сульфид ртути (киноварь). Алхимики нередко отождествляли красную
разновидность киновари с красной окисью свинца (суриком).
39. Аристотелевы стикии-качества в "матричном" мышлении алхимиков
отождествлялись с металлами (а также с серой). При этом ртуть, например,
воплощала холод и влажность ("сухую влажность"), а сера — тепло и сухость
("влажную сухость").
40. Альберт имеет в виду ртутно-золотые амальгамы. Амальгамирование ртутью
золота и серебра и золочение с помощью амальгамы — вполне освоенный
технохимический прием первых веков исторической жизни алхимического искусства,
равно как и химическ