Список форумов KorNet: Биография Исторических Деятелей и Казусы Истории. - Список форумов KorNet

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Биография Исторических Деятелей и Казусы Истории. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   KAR 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 14
  • Регистрация: 21 Июль 06

Отправлено 09 Август 2006 - 22:39

Предлагаю поделится знаниями по истории и посмиятся над тем что добивались великии.

Колчак.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года в Петербурге, на Обуховском заводе, где жил и служил его отец Василий Иванович Колчак. Отец Колчака был крупным специалистом в области морской артиллерии и большую часть своей службы провел на Обуховском заводе по приемке и испытанию береговой и корабельной артиллерии флота. В чине генерал-майора он вышел в отставку и после этого продолжал работать на том же заводе в должности инженера. Василий Иванович Колчак был высоко образованным человеком и большим специалистом не только в области морской артиллерии, но и горного дела, получил звание техника после окончания Горного института. Мать А.В. Колчака – Ольга Ильинична происходила из дворянской семьи.
Начальное образование будущий флотоводец российского флота получил дома, занимаясь с отцом, имевшим большие познания в области математики и техники. Занятия с отцом привили Александру Колчаку интерес к точным наукам и технике, а также любовь к военно-морскому делу и флоту. С раннего детства он проявлял большую любознательность и интерес ко всему окружающему, с чем ему приходилось соприкасаться, с чем сталкивался его пытливый ум. У него была прекрасная память, и все, что он читал, наблюдал и изучал, хорошо и надолго запоминал. Проживая вместе с родителями на Обуховском заводе, он часто посещал цех, где изготавливались морские орудия, и живо интересовался этими "штучками", даже технологией их изготовления. Рабочие охотно беседовали с юношей и даже обучали его работе на токарных станках.
В возрасте около десяти лет Александр Колчак поступил в классическую гимназию, где проучился три года, и после этого в сентябре 1888 года по предложению отца, которое совпадало с его личным желанием, он поступил в Морской кадетский корпус, чтобы стать, так же как и его отец, морским офицером и посвятить свою жизнь служению отечественному военно-морскому флоту.
В период обучения Колчака в Морском кадетском корпусе был резко усилен режим, чтобы оградить кадетов от проникновения в его стены революционных идей. В устав корпуса была включена специальная статья, запрещавшая кадетам вступать в какой-либо кружок или общество. В случае нарушения этой статьи провинившийся подлежал немедленному исключению из корпуса. Исключение из корпуса по неуспеваемости в это время было редким явлением, а вот за малейшее вольнодумство с кадетами безжалостно расправлялись. За ними велось непрерывное наблюдение в ротных помещениях, в столовой, в курительных комнатах и других местах, где собирались кадеты в свободное от занятий время. С этой целью была усилена дежурная служба. В каждой роте на 45–50 кадетов назначалось по три дежурных во главе с офицером.
Глубокие и всесторонние знания Колчака, приобретенные в Морском корпусе, явились результатом его серьезной и целеустремленной самостоятельной работы. Он много времени проводил в библиотеках, изучая не только рекомендованную преподавателями учебную литературу, но и обширную дополнительную и главным образом научную, стремясь расширить свои знания в области военно-морских наук; с большим увлечением изучал географическую литературу и труды по гидрологии полярных морей.
Его мечтой стало проникновение в высокие полярные широты и достижение Южного полюса. Эта мечта настолько овладела его сознанием, что он и после окончания Морского корпуса не только продолжал серьезно интересоваться этой проблемой, но и предпринял практические шаги к ее осуществлению, приняв участие в Северной экспедиции барона Э. В. Толя, известного русского исследователя полярных морей.
Александр Колчак закончил Морской кадетский корпус вторым в своем выпуске. За отличие в учебе и примерное поведение он был удостоен высшей награды – премии адмирала Рикорда, которой награждались лучшие выпускники корпуса.
В возрасте 19 лет он получил первый офицерский чин мичмана и был назначен в Петербургский 7-й флотский экипаж, где ему пришлось заниматься в основном строевой подготовкой новобранцев, призванных служить во флот. В экипаже он пробыл несколько месяцев, после чего был назначен на только что построенный броненосный крейсер "Рюрик" (I), на котором в должности младшего штурмана в 1895 году совершил поход во Владивосток. Это было его первое дальнее заграничное плавание.
По прибытии во Владивосток он вскоре перешел служить на крейсер "Крейсер" в должности вахтенного начальника. На этом корабле он проплавал в водах Тихого океана до 1899 года, а затем на нем же совершил переход в Кронштадт в качестве старшего штурмана. За отличную службу Колчак был произведен в лейтенанты.
Находясь в Пирее, Колчак получил приглашение от Российской Академии наук принять участие в Северной полярной экспедиции барона Э. В. Толя, которая была запланирована на 1900 год, в качестве гидролога. К этому времени он уже был известен в научном мире по опубликованным им серьезным научным статьям как крупный специалист в этой области.
Одновременно с приглашением Академии наук и лично барона Толя Колчак получил предписание от Главного Морского штаба вернуться в Петербург в распоряжение Российской Академии наук. В январе 1900 года он явился к барону Толю, который предложил ему помимо должности гидролога исполнять также обязанности второго магнитолога на исследовательском корабле.
Колчак согласился, имея определенные познания в области магнетизма, полученные в Морском корпусе при изучении кораблевождения. Но, считая их недостаточными, он в течение трех месяцев серьезно занимался изучением теории и практики магнетизма сначала в Главной физической обсерватории в Петербурге, а затем в Павловской магнитной обсерватории.
Высокие моральные качества, большое мужество, глубокие знания условий плавания в полярных морях и огромная настойчивость в достижении намеченной цели помогли молодому офицеру штурмовать ледяные преграды Арктики, чтобы найти пропавших людей и оказать им помощь. Именно ради этого он и предпринял столь рискованное предприятие. Таков был Колчак и во всех других делах, за которые брался.
Плавание на вельботе в Северном Ледовитом океане явилось суровой и вместе с тем прекрасной школой для формирования морских и морально-психологических качеств Колчака как офицера флота. Но участие в экспедиции не прошло бесследно для его здоровья – появился хронический суставный ревматизм, который в дальнейшем не раз укладывал этого храброго и мужественного офицера на больничную койку. За организацию полярной экспедиции по поиску барона Толя Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
По завершении полярной экспедиции и возвращении на материк Колчак в Якутске получил извещение о начале русско-японской войны. Как офицер российского флота он считал, что его место на войне, и решил как можно скорее попасть на театр военных действий. С этой целью он направил телеграмму в Академию наук и Морское министерство с просьбой отчислить его из Академии и разрешить отправиться на Дальний Восток для участия в войне с Японией, которая внезапно напала на русскую порт-артурскую эскадру и открыла военные действия против России. Разрешение было получено, и Колчак выехал в Иркутск, где его ждали отец и невеста, приехавшие повидаться с ним. Здесь он обвенчался с Ольгой Ильиничной, которая стала официально его женой, и после этого отправился в Порт-Артур, где размещался штаб русского Тихоокеанского флота. Все научные материалы, собранные им во время экспедиции, он отправил в Академию наук в Петербург с одним из своих помощников, участвовавших в полярной экспедиции.
В начале марта 1904 года Колчак прибыл в Порт-Артур и сразу же явился для представления к вновь назначенному командующему российским Тихоокеанским флотом вице-адмиралу С.О. Макарову, с которым он был знаком по встречам и беседам в Петербурге, в период, когда Степан Осипович готовился к своей экспедиции на "Ермаке" в Арктику. Макаров даже собирался взять с собой Колчака в эту экспедицию, но некоторые служебные обстоятельства помешали этому к обоюдному их огорчению.
Осенью 1904 года Колчак серьезно заболел. С диагнозом воспаление легких и обострение суставного ревматизма он был направлен в госпиталь, где пролежал более месяца. После выздоровления, когда флот по существу прекратил активные боевые действия на море и целиком переключился на поддержку сухопутных войск, оборонявших Порт-Артур, Колчак перешел в крепость командовать 120-мм и 47-мм морскими батареями вооруженного сектора Скалистых гор. Будучи командиром батареи морских орудий, он неоднократно вместе со своими матросами и солдатами участвовал в вылазках, отражая ожесточенные атаки наседавших японцев. В должности командира артиллерийской батареи он сражался с японцами до последнего дня обороны Порт-Артура. А когда Порт-Артур пал, он вновь с острым приступом суставного ревматизма был направлен в госпиталь, откуда вместе с другими ранеными и больными офицерами эвакуирован японцами в Нагасаки, а оттуда в конце апреля 1905 года отправлен через Америку в Россию. Так для Колчака закончилась русско-японская война 1904 – 1905 годов. За отличие и храбрость в этой войне он был награжден двумя орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени и Золотым оружием с надписью "За храбрость".
Колчак, как непосредственный участник русско-японской войны, умный и очень способный офицер, извлек из опыта этой войны немало полезных для своей последующей деятельности уроков, относящихся к строительству военно-морского флота и подготовке его к боевым действиям на море. Острое желание исправить серьезные ошибки, допущенные руководством российского флота при подготовке к войне с Японией и в ходе этой трагической для русского флота войны, стало главным направлением его деятельности после ее окончания.
По возвращении в Петербург Колчак по заключению медицинской комиссии был послан лечиться на Кавказские Минеральные Воды, где пробыл несколько месяцев, а затем был прикомандирован к Академии наук для отработки картографических и гидрографических материалов русской полярной экспедиции, в которой он участвовал. За выполненную им большую научную работу по материалам двух полярных экспедиций он был награжден большой Константиновской золотой медалью.
В 1906 году в Петербурге при Морской академии по инициативе группы молодых офицеров, среди которых был и лейтенант Колчак, с разрешения Морского министерства был создан на добровольных началах военно-морской кружок. В его состав входили Щеглов, Римский-Корсаков, Пилкин и многие другие молодые прогрессивные офицеры, пережившие трагедию российского флота в русско-японской войне и поставившие своей целью возрождение русского флота. Руководителем этого кружка вскоре стал Александр Колчак, который, несмотря на свою молодость, пользовался большим авторитетом среди офицеров флота как боевой офицер и заслуженный ученый, исследователь Арктики.
Весной 1906 года члены военно-морского кружка направили морскому министру докладную записку, подписанную А.В. Колчаком, А.Н. Щегловым и другими, в которой весьма убедительно обосновывалась необходимость создания в России Морского Генерального штаба как высшего органа оперативно-стратегического управления российским флотом. Морской министр, согласившись с аргументацией кружковцев, доложил ее царю вместе с разработанным ими проектом организации Морского Генерального штаба. Николай II согласился с доводами молодых офицеров флота, и в апреле 1906 года в России был создан Морской Генеральный штаб.
21 декабря 1907 года с обстоятельным докладом на тему, "Какой нужен России флот" на заседании военно-морского кружка при Морской академии выступил Колчак. Он исторически обосновал необходимость для России, как крупной морской державы, иметь сильный военно-морской флот, способный надежно защищать ее морские границы, простирающиеся на десятки тысяч километров. Главной силой флота, способной успешно решать эту задачу. Колчак считал линейные корабли. Он не умалял и не принижал роль в войне на море других сил флота, как-то минно-торпедных и подводных лодок, но все же пальму первенства отдавал линейным силам. Так же как в это время поступали и в других морских державах, делавших ставку на линейные корабли.
Точка зрения Колчака, высказанная им в докладе на заседании военно-морского кружка, соответствовала официальным взглядам Морского Генерального штаба России и нашла свое практическое отражение в кораблестроительных программах Российского военно-морского флота, разработкой которых занимался Морской Генеральный штаб.
Доклад, прочитанный Колчаком, произвел сильное впечатление на членов кружка и приглашенных гостей, и по их просьбе морской министр И.М. Диков разрешил Колчаку выступить с этим докладом перед различными общественными организациями, имевшими отношение к флоту. Голос молодого талантливого офицера, представителя Морского Генерального штаба, прозвучал в петербургском клубе общественных деятелей, в кронштадтском обществе офицеров флота, в обществе ревнителей военных знаний и даже на заседании в Государственной Думе, от которой зависели кредиты; отпускаемые на строительство флота. Всюду. где бы ни выступал Колчак со своими докладами, он производил сильное впечатление на слушателей своей убежденностью, логичностью мысли, ясностью изложения материала и убедительностью приведенных доказательств в виде исторических примеров и параллелей. Даже явные скептики, прослушав выступление молодого офицера и ученого, меняли свое отношение к флоту и после этого начинали поддерживать идею его возрождения.
Вокруг разработанной Морским Генеральным штабом программы, представленной в Морское министерство, развернулась непонятная "мышиная" возня. Под различными предлогами руководители Морского министерства не давали программе хода. Немалую роль в интригах вокруг программы играли "доцусимские адмиралы", заседавшие в Главном Морском штабе и всячески мешавшие работе молодых талантливых офицеров, усилиями которых и была разработана эта программа. Неблаговидную роль в этом играли адмиралы А.А. Бирилев, И.М. Диков и С.А. Воеводский, которые последовательно (но не продолжительное время) возглавляли Морское министерство и также последовательно были сняты как не справившиеся со своими обязанностями.
Бесконечные проволочки с кораблестроительной программой, не позволявшие начинать постройку новых кораблей, крайне необходимых для флота, возмущали многих офицеров Морского Генерального штаба, особенно тех, кто над ней трудился. К числу таких офицеров относился и капитан 2-го ранга А.В. Колчак, больше всех поработавший над ее составлением и обоснованием. В знак протеста он решил уйти из Морского Генерального штаба и вообще с военно-морской службы и целиком посвятить себя научной деятельности в Академии наук, где его хорошо знали как крупного и авторитетного специалиста в области гидрологии полярных морей. В это время в стенах Академии вынашивались планы проведения новой полярной экспедиции, в которой Колчак мог бы принять участие в качестве специалиста-гидролога.
Отойдя от активной деятельности в Морском Генеральном штабе, но, оставаясь на военно-морской службе, он занялся преподавательской деятельностью в Морской академии и подготовкой к проведению новых полярных экспедиций по линии Академии наук.
Сам А.В. Колчак не учился в Морской академии и не имел академического образования, но благодаря постоянному и целеустремленному самообразованию после окончания Морского корпуса его знания в области военно-морских дисциплин, особенно оперативно-тактических, и практический опыт, полученный в этой области, были настолько обширными и глубокими, что командование Морской академии сочло полезным пригласить его на должность профессора. Для молодого офицера было весьма лестно получить это приглашение, и он дал свое согласие.
По предложению начальника Главного гидрографического управления, известного полярного исследователя генерал-лейтенанта А. И. Велькицкого Колчак приступил к подготовке экспедиции по изучению возможности прохода судов вдоль побережья Сибири из Тихого в Атлантический океан. Для осуществления первой в истории экспедиции прохода судов по этому маршруту в Петербурге на Невском судостроительном заводе были построены два специальных судна ледокольного типа "Вайгач" и "Таймыр". Корабли строились под наблюдением Колчака. После окончания строительства Колчак в марте 1909 года был назначен командиром "Вайгача", командование "Таймыром" было поручено тоже морскому офицеру – опытному полярнику Ф. А. Матисену. В 1909 году оба кораб** совершили переход из Петербурга во Владивосток через Средиземное море и Суэцкий канал. По первоначальному плану "Вайгач" и "Таймыр", придя на Дальний Восток, должны были пополнить свои запасы во Владивостоке и сразу же выходить на северную трассу и вдоль побережья Сибири следовать на запад. Но корабли задержались во Владивостоке и с запозданием вышли к Берингову проливу, когда ледовая обстановка уже не позволяла продолжать путь по намеченному маршруту. Корабли вынуждены были вернуться во Владивосток, чтобы возобновить поход с наступлением навигации 1910 года.
Когда Колчак вернулся во Владивосток, на его имя пришла из Петербурга телеграмма за подписью морского министра и нового начальника Генерального штаба вице-адмирала Ливина, назначенного на эту должность после смерти Брусилова, с предложением вернуться в Морской Генеральный штаб для завершения работы над кораблестроительной программой.
Зимой 1911 года Колчак вернулся в Петербург и сразу же занялся кораблестроительной программой, которая благодаря энергичным действиям нового морского министра адмирала И. К. Григоровича в 1911 году наконец была утверждена, и Государственная Дума приняла закон о ее финансировании. По этой программе были заложены десятки новых кораблей, предназначенных для Балтийского и Черноморского флотов, но все они оказались на стапелях, когда разразилась первая мировая война. Такова была цена проволочек с утверждением кораблестроительной программы 1909 –1912 годов. И хорошо, что Николай II по докладу начальника Морского Генерального штаба своей властью разрешил до утверждения правительством новой судостроительной программы заложить в 1909 году на верфях Петербурга 4 новых линкора типа "Севастополь", предназначенных для усиления Балтийского флота.
Когда А.В. Колчак завершил свою работу над составлением кораблестроительной программы и разработкой оперативного плана развертывания Балтийского флота на случай войны с Германией, он в 1912 году получил приглашение от командующего морскими силами Балтийского моря вице-адмирала Н. О. Эссена перейти служить в Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части. По своему характеру это была та же работа, которой он занимался в Морском Генеральном штабе, ведая оперативной частью балтийского направления. Это предложение совпало с давним желанием Александра Васильевича перейти на флот, чтобы быть ближе к морю, кораб**м и вообще живой работе, связанной с боевой подготовкой флота. Поэтому он охотно принял предложение Эссена и, получив разрешение морского министра адмирала И. К. Григоровича, в апреле 1912 года перешел служить в Балтийский флот.
В марте 1914 года Колчак был произведен в капитаны 1-го ранга и целиком переключился на выполнение своих основных обязанностей по должности начальника оперативного отделения штаба командующего Балтийским флотом. Этого требовала приближающаяся война с Германией, которая, по мнению Эссена, могла разразиться в наступившем 1914 году. И его как командующего больше всего беспокоил вопрос, связанный с решением главной задачи, поставленной перед Балтийским флотом оперативным планом, с которым флот вступил в войну. Поэтому на нем он и сосредоточил свое главное внимание, этим же вопросом был занят и штаб, и прежде всего Колчак как руководитель оперативной части штаба флота.
31 июля 1914 года, накануне объявления Германией войны России, отряд минных заградителей под прикрытием эскадры выставил на центральной позиции свыше 2,100 мин, поставленных в 8 линий в течение 4 часов. Это была прекрасная и вовремя выполненная операция. Командующий флотом и его помощник по оперативной части Колчак, как участники русско-японской войны, прекрасно помнили, к каким последствиям привело внезапное нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре, и сделали все для того, чтобы не допустить ничего подобного в случае внезапного нападения германского флота на русскую эскадру в Финском заливе.
Таким образом, начавшаяся 1 августа 1914 года первая мировая война не застала русский Балтийский флот врасплох, как это было в русско-японскую войну. Русский флот вовремя произвел оперативное развертывание с постановкой оборонительного минного заграждения на центральной позиции и приготовился к бою в случае прорыва германского флота в восточную часть Финского залива.
Четырехлетнее пребывание Колчака в Балтийском флоте явилось хорошей школой выучки для занятия им такой высокой и ответственной должности, как командующий флотом во время войны. Находясь в Балтийском флоте, Колчак исполнял различные штабные и командные должности. Руководил оперативным отделением штаба флота, командовал эскадренным миноносцем и минной дивизией, возглавлял крупное оперативное соединение флота – морские силы Рижского залива. Руководил и принимал личное участие в боевых действиях флота при решении им различных задач, проявив себя в высшей степени храбрым и решительным офицером, не боявшимся ответственности за принятые решения. Это был человек, который не останавливался ни перед какими преградами и трудностями ради достижения намеченной цели. За отличие по руководству боевыми действиями кораблей и соединений и проявленную при этом храбрость в бою А. В. Колчак был награжден несколькими боевыми орденами, в том числе высшим – Георгиевским крестом 4-й степени.
В течение трех лет А. В. Колчаку пришлось служить под непосредственным руководством выдающегося флотоводца адмирала Н. О. Эссена, который многому научил будущего командующего Черноморским флотом как в области оперативного искусства, так и руководстве боевыми действиями флота при решении им различных задач.
Особенно большой боевой опыт Колчак приобрел на Балтике по использованию минного оружия в оборонительных и наступательных операциях, который он широко применял на Черном море, когда стал командующим флотом. Таким образом. Черноморский флот на третьем году войны в лице вице-адмирала А.В. Колчака получил хорошо подготовленного во всех отношениях командующего, способного решить стоявшие перед флотом задачи.
Вице-адмирал А. В. Колчак вступил в командование Черноморским флотом в начале июля 1916 года.
Прибыв в Севастополь и приняв дела у Эбергарда, Колчак довольно быстро разобрался в обстановке на театре и выработал план действий Черноморского флота по решению возложенных на него задач. А обстановка здесь летом 1916 года сложилась довольно напряженная. Германские крейсера продолжали выходить из Босфора и обстреливать русские порты и побережье на Черном море. По прибрежной коммуникации, проходившей вдоль Анатолии, противник продолжал перевозить на Кавказ войска и воинские грузы, а в обратном направлении – уголь в Константинополь. Германские подводные лодки в условиях отсутствия у русских организованной противолодочной обороны на театре создали серьезную угрозу для кораблей Черноморского флота и русского судоходства. В 1916 году под влиянием нараставшего революционного движения в стране и выступлений моряков Балтийского флота произошли заметные изменения в революционном сознании и матросов Черноморского флота. И несмотря на то, что командование флота принимало все меры, чтобы не допустить большевистской пропаганды на Черноморском флоте, она проникала на корабли и в береговые части флота и постепенно формировала революционное сознание и настроения матросских масс, недовольных продолжением войны и тяжелым экономическим положением в стране. Революционные настроения матросов оказывали серьезное влияние на обстановку на театре и боевую деятельность Черноморского флота.
Вступив в командование Черноморским флотом, вице-адмирал А.В. Колчак сразу же дал почувствовать противнику, да и своим подчиненным, что он не собирается отсиживаться в Севастополе, как его предшественник, а будет самым решительным образом вести борьбу с германскими крейсерами, подводными лодками и перевозками противника и надежно защищать свои морские сообщения.
В совместных действиях армии и флота на Румынском фронте более активно использовалась авиация Черноморского флота, как палубная, так и наземного базирования, что следует отнести к заслугам А. В. Колчака, который приложил немало усилий для более активного применения ее на Черном море. Авиация применялась в налетах на базы, тыловые объекты и позиции неприятельских войск, прикрывала свои базы, вела разведку и боролась с авиацией противника.
Боевые действия Черноморского флота по содействию сухопутным войскам на Румынском фронте хотя и не увенчались особым успехом, но они внесли определенный вклад в развитие русского военно-морского искусства в совместных действиях армии и флота на приморском направлении в первую мировую войну.
Кампания 1916 года явилась наиболее напряженной для Черноморского флота за все время первой мировой войны. Флоту пришлось одновременно решать ряд сложных задач и действовать на нескольких операционных направлениях. И тем не менее моряки Черноморского флота успешно решили почти все поставленные перед ними задачи и добились значительных успехов. Большая заслуга в этом принадлежала вице-адмиралу А.В. Колчаку как командующему Черноморским флотом. Для него как флотоводца кампания 1916 года стала вершиной военной славы, в ходе этой кампании наиболее полно проявилось его флотоводческое искусство в руководстве боевой деятельностью разнородных сил флота. Под его командованием Черноморский флот добился наибольших успехов за все время войны и внес ощутимый вклад в развитие военно-морского искусства, особенно в таких областях, как выполнение блокады проливной зоны, действия по нарушению коммуникаций противника, организация противолодочной обороны на театре и совместные действия армии и флота. За достигнутые успехи в руководстве боевой деятельностью Черноморского флота в кампанию 1916 года вице-адмирал А. В. Колчак был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени с мечами.
По указанию Ставки командование флота развернуло интенсивную подготовку крупной десантной операции в районе Босфора. Для этой цели на Черном море была сформирована специальная транспортная флотилия в количестве более 100 судов, способная одновременно поднять 2,684 офицера, 20,097 солдат, 21,259 лошадей, 1,137 повозок. В порядке подготовки к этой операции создавались специальные части и соединения морской пехоты.
Начиная с марта 1917 года, эскадренные миноносцы и гидроавиация стали проводить систематическую разведку побережья в районе намеченной высадки десанта. Однако нараставшее революционное движение среди матросов Черноморского флота заставило Ставку отказаться от проведения десантной операции, намечавшейся на май 1917 года, и перенести ее на неопределенное время.
Колчак энергично занимался подготовкой этой операции, рассматривая ее в это время, наряду с блокадой Босфора, в качестве главного направления своей флотоводческой деятельности на Черном море. Он был целиком поглощен мыслью осуществить желание многих своих предшественников – с помощью десанта захватить Босфор и установить над ним российский контроль. Однако осуществить эту давнюю мечту многих российских государственных деятелей ему, так же как и его предшественникам, не удалось.
Революционные события на Черноморском флоте нарастали настолько стремительно, что Колчаку со всем его авторитетом как командующему флотом затормозить, а тем более приостановить этот процесс не удалось. В одном из своих частных писем Колчак писал: "За 11 месяцев моего командования я выполнил главную задачу. Я осуществил полное господство на море, ликвидировав деятельность даже неприятельских подлодок" . И это действительно так. Однако то, что было под силу выдающемуся флотоводцу в войне на море, оказалось ему не под силу в борьбе с революционными матросскими массами, которые устали от войны и хотели как можно скорее покончить с ней. Но этого не хотели Временное правительство и их командующий вице-адмирал Колчак. Поэтому на митингах и собраниях они потребовали отстранения вице-адмирала А.В. Колчака и его начальника штаба контр-адмирала М.И. Смирнова от занимаемых должностей, а всему офицерскому составу флота предложили сдать свое личное оружие.
Колчак, пытаясь как-то повлиять на решительно настроенных матросов, в июне 1917 года посетил одно из собраний, на котором обсуждались наиболее острые вопросы, связанные со сдачей оружия офицерами и уходом Колчака и Смирнова со своих постов. Однако его выступление перед матросами не произвело на них былого впечатления, и расстроенный Колчак, вернувшись на свой флагманский корабль "Георгий Победоносец", собрал на верхней палубе команду и вновь попытался убедить матросов в том, что их требования приведут к гибели флота и России, а что касается своего личного оружия, то он им никогда его не отдаст. И с этими словами Колчак снял с себя золотую саблю, которой был награжден за храбрость в русско-японскую войну, и выбросил ее за борт.
После этой излишне артистической демонстрации он оставил свой пост командующего Черноморским флотом и уехал в Петроград для доклада Временному правительству о неповиновении ему Черноморского флота. Глава Временного правительства А.Ф. Керенский принял его отставку, и Колчак, не возвращаясь в Севастополь, по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Черном морях в первую мировую войну. По пути следования в Америку он остановился в Лондоне, где имел встречу и вел беседы с первым лордом адмиралтейства (морским министром) адмиралом Джеллико и другими высокопоставленными адмиралами английского флота.
Покинув Лондон, Колчак на английском корабле под охраной миноносцев отправился в США, где по предложению морского министра ознакомился с американским флотом и даже участвовал в его маневрах. Затем последовали встречи и беседы с различными должностными лицами американского флота по интересующим их вопросам, связанным с опытом боевого использования минного оружия. Насколько это соответствовало действительности, трудно сказать, но Колчак на допросе следственной комиссии, после своего ареста в Иркутске, объяснял цели своей поездки в Америку именно этими соображениями.
После кратковременного пребывания в США Колчак на японском судне "Карио-Мару" отбыл из Сан-Франциско в Японию, а оттуда – во Владивосток, где начал свою новую жизнь уже не как флотоводец, оказавшийся без флота, а как руководитель белого движения на Дальнем Востоке и в Сибири за свержение советской власти в России. Таким образом. Колчак становится знаменем белогвардейского движения и контрреволюционных сил на востоке России.
По замыслам руководителей Антанты, белая армия Колчака должна была сыграть решающую роль в разгроме Красной Армии и в свержении советской власти в России. Но эти надежды не оправдались. Колчак потерпел поражение. Его армия была разгромлена, сам "верховный правитель России" арестован и по решению Иркутского большевистского ревкома 7 февраля 1920 года расстрелян.
Так закончил свою жизнь и карьеру морского офицера российского флота, верно служившего своему Отечеству и защищавшего русскую монархию, адмирал А.В. Колчак.

А вы также прожили свою жизнь?
Или лутше?

devil.gif
0

#2 Пользователь офлайн   KAR 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 14
  • Регистрация: 21 Июль 06

Отправлено 16 Август 2006 - 19:22

ГАЙ КАЛИГУЛА
Гай Цезарь родился накануне сентябрьских календ в консульство своего отца и Гая Фонтея Капитона. Где он родился, неясно, так как свидетельства о том разноречивы. Гней Лентул Гетулик пишет, будто он родился в Тибуре. Плиний Секунд утверждает, что в земле треверов, в поселке Амбитарвий, что выше Конфлуэнт: при этом он ссылается на то, что там показывают жертвенник с надписью: "За разрешение Агриппины". Стишки, ходившие вскоре после его прихода к власти, указывают, что он появился на свет в зимних лагерях:
В лагере был он рожден, под отцовским оружием вырос: Это ль не знак, что ему высшая власть суждена?
Я же отыскал в ведомостях, что он родился в Анции.
Прозвищем "Калигула" ("Сапожок") он обязан лагерной шутке, потому что подрастал он среди воинов, в одежде рядового солдата. А какую привязанность и любовь войска снискало ему подобное воспитание, это лучше всего стало видно, когда он одним своим видом несомненно успокоил солдат, возмутившихся после смерти Августа и уже готовых на всякое безумие. В самом деле, они только тогда отступились, когда заметили, что от опасности мятежа его отправляют прочь, под защиту ближайшего города: тут лишь они, потрясенные раскаянием, схватив и удержав повозку, стали умолять не наказывать их такой немилостью.
Вместе с отцом совершил он и поездку в Сирию. Воротившись оттуда, жил он сначала у матери, потом, после ее ссылки у Ливии Августы, своей прабабки; когда она умерла, он, еще отроком, произнес над нею похвальную речь с ростральной трибуны. Затем он перешел жить к своей бабке Антонии. К девятнадцати годам он был вызван Тиберием на Капри: тогда он в один и тот же день надел тогу совершеннолетнего и впервые сбрил бороду, но без всяких торжеств, какими сопровождалось совершеннолетие его братьев. На Капри многие хитростью или силой пытались выманить у него выражения недовольства, но он ни разу не поддался искушению: казалось, он вовсе забыл о судьбе своих ближних, словно с ними ничего и не случилось. А все, что приходилось терпеть ему самому, он сносил с таким невероятным притворством, что по справедливости о нем было сказано: "не было на свете лучшего раба и худшего государя".
Однако уже тогда не мог он обуздать свою природную свирепость и порочность. Он с жадным любопытством присутствовал при пытках и казнях истязаемых, по ночам в накладных волосах и длинном платье бродил по кабакам и притонам, с великим удовольствием плясал и пел на сцене. Тиберий это охотно допускал, надеясь этим укротить его лютый нрав. Проницательный старик видел его насквозь и не раз предсказывал, что Гай живет на погибель и себе, и всем и что в нем он вскармливает ехидну для римского народа и Фаэтона для всего земного круга.
Консулом он был четыре раза: в первый раз с июльских календ в течение двух месяцев, во второй раз с январских календ в течение тридцати дней, в третий раз до январских ид, в четвертый раз до седьмого дня перед январскими идами. Из этих консульств два последних следовали одно за другим. В третье консульство он вступил в Лугдуне один, но не из надменности и пренебрежения к обычаям, как думают некоторые, а только потому, что в своей отлучке он не мог знать, что его товарищ по должности умер перед самым новым годом. Всенародные раздачи он устраивал дважды, по триста сестерциев каждому. Столько же устроил он и роскошных угощений для сенаторов и всадников и даже для их жен и детей. При втором угощении он раздавал вдобавок мужчинам нарядные тоги, а женщинам и детям красные пурпурные повязки. А чтобы и впредь умножить народное веселье, он прибавил к празднику Сатурналий лишний день, назвав его Ювеналиями.
Гладиаторские битвы он устраивал не раз, иногда в амфитеатре Тавра, иногда в септе; между поединками он выводил отряды кулачных бойцов из Африки и Кампании, цвет обеих областей. Зрелищами он не всегда распоряжался сам, а иногда уступал эту честь своим друзьям или должностным лицам. Театральные представления он давал постоянно, разного рода и в разных местах, иной раз даже ночью, зажигая факелы по всему городу. Разбрасывал он и всяческие подарки, раздавал и корзины с закусками для каждого. Одному римскому всаднику, который на таком угощении сидел напротив него и ел с особенной охотой и вкусом, он послал и свою собственную долю, а одному сенатору при подобном же случае указ о назначении претором вне очереди. Устраивал он много раз и цирковые состязания с утра до вечера, с африканскими травлями и троянскими играми в промежутках; на самых пышных играх арену посыпали суриком и горной зеленью, а лошадями правили только сенаторы. Однажды он даже устроил игры внезапно и без подготовки, когда осматривал убранство цирка из Гелотова дома, и несколько человек с соседних балконов его попросили об этом.
Кроме того, он выдумал зрелище новое и неслыханное дотоле. Он перекинул мост через залив между Байями и Путеоланским молом, длиной почти в три тысячи шестьсот шагов: для этого он собрал отовсюду грузовые суда, выстроил их на
якорях в два ряда, насыпал на них земляной вал и выровнял по образцу Аппиевой дороги. По этому мосту он два дня подряд разъезжал взад и вперед: в первый день на разубранном коне, в дубовом венке, с маленьким щитом, с мечом и в златотканом плаще; на следующий день в одежде возницы, на колеснице, запряженной парой самых лучших скакунов, и перед ним ехал мальчик Дарий из парфянских заложников, а за ним отряд преторианцев и свита в повозках. Я знаю, что, по мнению многих, Гай выдумал этот мост в подражание Ксерксу, который вызвал такой восторг, перегородив много более узкий Геллеспонт, а по мнению других чтобы славой исполинского сооружения устрашить Германию и Британию, которым он грозил войной. Однако в детстве я слышал об истинной причине этого предприятия от моего деда, который знал о ней от доверенных придворных: дело в том, что когда Тиберий тревожился о своем преемнике и склонялся уже в пользу родного внука, то астролог Фрасилл заявил ему, что Гай скорей на конях проскачет через Байский залив, чем будет императором.
До сих пор шла речь о правителе, далее придется говорить о чудовище.
Он присвоил множество прозвищ: его называли и "благочестивым", и "сыном лагеря", и "отцом войска", и "Цезарем благим и величайшим". Услыхав однажды, как за обедом у него спорили о знатности цари, явившиеся в Рим поклониться ему, он воскликнул:

...Единый да будет властитель, Царь да будет единый]

Немного недоставало, чтобы он тут же принял диадему и видимость принципата обратил в царскую власть. Однако его убедили, что он возвысился превыше и принцепсов и царей. Тогда он начал притязать уже на божеское величие. Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, чтобы снять с них головы и заменить своими. Палатинский дворец он продолжил до самого форума, а храм Кастора и Поллукса превратил в его прихожую, и часто стоял там между статуями близнецов, принимая божеские почести от посетителей; и некоторые величали его Юпитером Латинским. Мало того, он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы. В храме он поставил свое изваяние в полный рост и облачил его в собственные одежды. Должность главного жреца отправляли поочередно самые богатые граждане, соперничая из-за нее и торгуясь. Жертвами были павлины, фламинго, тетерева, цесарки, фазаны, для каждого дня своя порода. По ночам, когда сияла полная луна, он неустанно звал ее к себе в объятия и на ложе, а днем разговаривал наедине с Юпитером Капитолийским: иногда шепотом, то наклоняясь к его уху, то подставляя ему свое, а иногда громко и даже сердито. Так, однажды слышали его угрожающие слова:

Ты подними меня, или же я тебя...

а потом он рассказывал, что бог наконец его умилостивил и даже сам пригласил жить вместе с ним. После этого он перебросил мост с Капитолия на Палатин через храм божественного Августа, а затем, чтобы поселиться еще ближе, заложил себе новый дом на Капитолийском холме.
Свирепость своего нрава обнаружил он яснее всего вот какими поступками. Когда вздорожал скот, которым откармливали диких зверей для зрелищ, он велел бросить им на растерзание преступников; и, обходя для этого тюрьмы, он не смотрел, кто в чем виноват, а прямо приказывал, стоя в дверях, забирать всех, "от лысого до лысого". От человека, который обещал биться гладиатором за его выздоровление, он потребовал исполнение обета, сам смотрел, как он сражался, и отпустил его лишь победителем, да и то после долгих просьб. Того, кто поклялся отдать жизнь за него, но медлил, он отдал своим рабам прогнать его по улицам в венках и жертвенных повязках, а потом во исполнение обета сбросить с раската. Многих граждан из первых сословий он, заклеймив раскаленным железом, сослал на рудничные или дорожные работы, или бросил диким зверям, или самих, как зверей, посадил на четвереньки в клетках, или перепилил пополам пилой, и не за тяжкие провинности, а часто лишь за то, что они плохо отозвались о его зрелищах или никогда не клялись его гением. Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей; за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью; другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться. Надсмотрщика над гладиаторскими битвами и травлями он велел несколько дней подряд бить цепями у себя на глазах и умертвил не раньше, чем почувствовал вонь гниющего мозга. Сочинителя ателлан за стишок с двусмысленной шуткой он сжег на костре посреди амфитеатра. Один римский всадник, брошенный диким зверям, не переставал кричать, что он невинен; он вернул его, отсек ему язык и снова прогнал на арену.
Налоги он собирал новые и небывалые сначала через откупщиков, а затем, так как это было выгоднее, через преторианских центурионов и трибунов. Ни одна вещь, ни один человек не оставались без налога. За все съестное, что продавалось в .городе,
взималась твердая пошлина; со всякого судебного дела заранее взыскивалась сороковая часть спорной суммы, а кто отступался или договаривался без суда, тех наказывали; носильщики платили восьмую часть дневного заработка; проститутки сцену одного сношения; и к этой статье закона было прибавлено, что такому налогу подлежат и все, кто ранее занимался блудом или сводничеством, даже если они с тех пор вступили в законный брак.
Росту он был высокого, цветом лица очень бледен, тело грузное, шея и ноги очень худые, глаза и виски впалые, лоб широкий и хмурый, волосы на голове редкие, с плешью на темени, а по телу густые. Поэтому считалось смертным преступлением посмотреть на него сверху, когда он проходил мимо, или произнести ненароком слово "коза". Лицо свое, уже от природы дурное и отталкивающее, он старался сделать еще свирепее, перед зеркалом наводя на него пугающее и устрашающее выражение.
Здоровьем он не отличался ни телесным, ни душевным. В детстве он страдал падучей; в юности хоть и был вынослив, но по временам от внезапной слабости почти не мог ни ходить, ни стоять, ни держаться, ни прийти в себя. А помраченность своего ума он чувствовал сам, и не раз помышлял удалиться от дел, чтобы очистить мозг. Думают, что его опоила Цезония зельем, которое должно было возбудить в нем любовь, но вызвало безумие. В особенности его мучила бессонница. По ночам он не спал больше чем три часа подряд, да и то неспокойно: странные видения тревожили его, однажды ему приснилось, будто с ним разговаривает какой-то морской призрак. Поэтому, не в силах лежать без сна, он большую часть ночи проводил то сидя на ложе, то блуждая по бесконечным переходам и вновь и вновь призывая желанный рассвет.
0

#3 Пользователь офлайн   KAR 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 14
  • Регистрация: 21 Июль 06

Отправлено 20 Август 2006 - 13:18

ЭВОЛЮЦИЯ ДАРВИНОВ
Чуть о Эразме Дарвине.

Земная жизнь в безбрежном лоне вод
Среди пещер жемчужных океана
Возникла, получила свой исход,
Росла и стала развиваться рано;
Сперва в мельчайших формах все росло,
Не видимых и в толстое стекло,
Которые, киша, скрывались в иле
Иль водяную массу бороздили;
Но поколенья множились, цвели,
Усилились и члены обрели;
Восстал растений мир, и средь обилья
Разнообразной жизни в ход пошли
Животных ноги, плавники и крылья.

Это теория эволюции Дарвина. Эразма Дарвина. Можно назвать ее “бабушкой” знакомой нам эволюционной теории, так как Эразм был дедом Чарлза Дарвина.

Многие считали доктора Эразма Дарвина гением. Другие — колдуном. Можно представить себе чувства соседей, прочитавших в местной газете от 23 октября 1762 года объявление: “Тело преступника, которого приказано казнить в понедельник 25-го числа в Личфилде, будет затем доставлено в дом д-ра Дарвина, и он во вторник, в 4 часа дня начнет курс лекций, который будет продолжаться ежедневно, пока можно будет сохранять тело. Он будет рад, если лекции посетят специалисты по медицине и хирургии, а также любители науки”. Или такой случай. Крестьянин, принесший доктору письмо и дожидавшийся на кухне ответного послания, вдруг услышал из горящего очага голос: “Мне нужен уголь!”. Бедный человек в ужасе бежал, не зная, что изобретательный доктор установил между кухней и кабинетом рупор (зягляни он в кабинет, увидел бы на потолке циферблат: соединенный с флюгером на крыше, он давал знать доктору куда дует ветер). Кроме того, Эразм был организатором и душой философского “Лунного общества” — его члены собирались в полнолуние. Сами философы объясняли это просто: после заседаний легче добираться домой при свете полной луны, а не в потемках, хотя, возможно, им нравилось щекотать нервы публике.

Внешность доктора также была примечательна — сильный и рослый от природы, с возрастом он стал тучным, вес его доходил до 180 кг, и в обеденном столе пришлось сделать полукруглую выемку для его живота. Он прихрамывал из-за травмы колена, а еще сильно заикался, что, как замечал доктор, совсем его не стесняет — дает время на размышление и мешает предлагать нескромные вопросы. При всей необычности своего вида и поведения Эразм был душой не только общества “лунатиков”, он становился душой любого общества. Живой и оригинальный ум доктора сочетался с блестящим образованием (он изучал классическую литературу и математику в Кембридже, затем медицину в Эдинбурге) и, главное, с вниманием и благожелательностью к собеседнику. “Будучи хорошо знаком с человеческой природой, с чувствами и страданиями людей ... он умел считаться с ними”, — пишет Джеймс Кейр. При этом Дарвин обладал замечательной способностью понятно объяснять трудные вещи, как сам он говорил, “вращая и отливая предмет” сообразно способности его слушателей. Способность эта оказалась ко времени — эпоха Просвещения стояла на дворе.

Об обаянии доктора говорит и то, что Эразм дважды был женат на первых в округе красавицах, причем вторая его жена, богатая вдова миссис Поль на 20 лет моложе своего избранника. В двух браках у него родились десять детей. В межбрачный период он, в сотрудничестве с госпожой Паркер, также успел стать отцом двух дочерей, которых официально признал и вырастил, дав им хорошее образование. Так что в эволюции доктор принимал живое участие, не ограничиваясь теорией.

Кроме философского общества Дарвин организовал Личфилдское ботаническое общество, занявшееся переводом на английский язык эпохальных трудов шведа Карла Линнея “Система растений” и “Семейство растений”. На почве интереса к растениям он познакомился с Руссо, с которым после переписывался долгие годы. Ботаника увлекла Эразма настолько, что он приобрел землю и устроил на ней ботанический сад, а впоследствии даже написал поэму — “Ботанический сад”. Сначала вышла почему-то вторая часть поэмы — “Любовь растений”, посвященная сексуальным отношениям в растительном мире (кстати, вопрос — есть ли пол у растений? — оставался животрепещущим до конца XVIII века, и многие ботаники упорно отказывали цветочкам в праве на личную жизнь). Вообще любовь была для Эразма Дарвина ключом к пониманию мира, он присоединялся к мнению английского философа Давида Юма, что сила размножения сильнее хваленого разума, так как разум может создать машину, но сила размножения создает создателя машины.

Вышедшая позже первая часть поэмы — “Экономия растений” излагала взгляды доктора на возникновение вселенной, развитие жизни на Земле и все, что занимало мысли автора в тот момент, включая технические новинки. Относясь с большим энтузиазмом к паровым машинам, Дарвин писал, что скоро сила пара заставит двигаться тяжелую телегу и легкую яхту, а колесница с распростертыми крыльями полетит по воздуху, и толпы воинов, распространяя вокруг себя ужас, покроют воздух. В книге, населенной античными богами и героями, что тогда было в обычае, научные наблюдения соседствуют с самыми фантастическими предположениями. При этом, защищая эволюцию, Дарвин справедливо ссылается на наличие рудиментарных органов у живых существ, мимикрию и другие примеры приспосабливаемости.

“Ботанический сад” принес доктору славу не только мыслителя, но и поэта. Правда, через несколько десятилетий поэзия, не относящаяся к области чувств, выйдет из моды и, признавая поэтический дар Дарвина, Байрон назовет его “могучим мастером бессмысленных рифм”.

Самое известное произведение Эразма — “Зоономия, или закон жизни”, вышедшее в 1794 году, было переведено на немецкий, французский, итальянский языки и включено папой римским в список запрещенных книг. Продолжая развивать идею эволюции, автор пишет о необыкновенном сходстве строения всех теплокровных животных, включая человека, о превращениях во время развития особей, например, из водного головастика в лягушку, дышащую легкими. Он говорит об изменениях, производимых человеком при выведении новых пород животных с необходимыми ему качествами, и изменениях, производимых климатом, упражнениями и образом жизни.

Дарвин видит три причины изменений: половое чувство (соревнование самцов за исключительное обладание самкой), голод (нос свиньи трансформировался в пятачок для выкапывания пищи, у слона — в хобот для обрывания веток, есть и другие примеры) и стремление к безопасности (удлиненные ноги зайца, иглы ежа). Значительная часть “Зоономии” посвящена наблюдениям Дарвина-доктора, в которых много внимания уделяется психологии. В истории философии Льюиса отмечается, что Эразм Дарвин заслуживает место в истории, благодаря стремлению дать психическим явлениям физиологическое объяснение, хотя большинство проводимых им аналогий неверно. К научным заслугам Эразма относят и высказанное в “Фитологии” (1800 год) мнение, что растение — не собрание однородных органов, а “система индивидов”.

Врачебная карьера Эразма заслуживает отдельного разговора. Родовое имение Дарвинов — Эльстон наследовал старший из 4-х братьев, Роберт. Трое остальных должны были получить профессию и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Эразм выбрал медицину. Получив степень в университете, он отправился в Ноттингем, но там не нашлось работы еще для одного врача. Эразм перебрался в Личфилд. Здесь получить практику 25-летнему выпускнику помог случай. Применив новый метод, он вылечил больного, которого местные врачи признали безнадежным. “Дурак, — говорил Эразм, — это человек, никогда не делавший экспериментов”. Правда, не все эксперименты доктора удавались. Попытка лечить корь у маленькой дочери прививкой окончилась трагически, девочка умерла. Этого эксперимента Дарвин больше не повторял.

Большую часть своей жизни Дарвин провел в коляске, добираясь от одного пациента к другому. “Доктору Дарвину в дороге” — таков адрес на одном из полученных им писем. Чтобы не терять времени попусту, Эразм оборудовал свой экипаж освещением и приспособ лением для чтения — в этом экипаже и написана основная часть его произведений. “Мысли приходят к Дарвину с толчками, а стихи с тряской”, — говорили знакомые. Английские дороги того времени были не лучше, чем сейчас в России — зачастую они просто отсутствовали. Если дорога становилась непроходимой, доктор вылезал из коляски и садился верхом на старую лошадь, бежавшую не привязанной сзади (бедная лошадка — Эразм весил вдвое-втрое больше заурядного человека). Лошадь звали “Доктор”.

Уверенный, что миром правят не умные, а активные и энергичные люди, Дарвин всегда был в движении и трудах. Когда уже в последние годы жизни сын предложил ему оставить практику, доктор отвечал, что это опасный эксперимент, обычно оканчивающийся ипохондрией и пьянством. Доходы Эразма росли год от года, несмотря на то, что бедняков он лечил бесплатно и даже покупал им лекарства и продукты. Равнодушный к богатству, Дарвин писал сыну, что лучше приятно провести жизнь, чем к концу ее иметь большое состояние.

Люди доктора любили. Известен случай, когда встретившийся на ночной дороге разбойник отказался от намерения ограбить Эразма, узнав его по голосу. Конечно, как известно из “Фауста”, добрую славу у простого народа врач может заслужить уже самим участием, независимо, вред или пользу принесло его вмешательство. Но консультации, за которыми приезжали к Дарвину именитые врачи, свидетельствуют о признании его профессионализма коллегами. Слава Эразма была так велика, что король Георг III, узнавший о замечатель ном докторе от леди Шарлотты Финч, приглашал его переселиться в Лондон и стать его личным врачом. Дарвин в Лондон не поехал, чем удивил многих. Не поехал, потому что был очень привязан к своему образу жизни, к своим друзьям.

Вот забавный пример его привязанности к друзьям — письмо, написанное им близкому другу и товарищу по обществу “лунатиков”, изобретателю универсальной паровой машины Джеймсу Уатту, когда того пригласили поработать в России: “Боже, как я испугался, услышав, что русский медведь наложил на Вас свою огромную лапу и тащит Вас в Россию! Пожалуйста, не уезжайте! Россия подобна мифологической пещере: Вы увидите следы многих зверей, ведущие в нее, но немногие выходят оттуда. Надеюсь, Ваши паровые машины удержат Вас здесь”. Доктор волновался зря — Уатт не уехал. Пользуясь в своих исследованиях финансовой поддержкой другого “лунатика”, богатого и образованного промышленника Мэтью Боултона, практичный шотландец не стал покидать туманных английских холмов ради еще более туманных золотых гор в России.

Эразм Дарвин дожил до 70-ти лет в своем доме близ Дерби, где тихо скончался, сидя в кресле 18 апреля 1802 года. Его последняя поэма “Храм природы” (с отрывка из нее мы начали рассказ) вышла в следующем, 1803 году.

Чарлз Дарвин разминулся с Эразмом на семь лет. Конечно, он с детства слышал истории про своего легендарного деда и читал его труды. Это, по признанию Чарлза, помогло ему отстаивать эволюционные взгляды в своем “Происхождении видов”. При этом он подчеркивал, что на формирование его как ученого книги деда никак не повлияли — для человека XIX века не подтвержденные фактическим материалом рассуждения были только игрой ума. Отдавший всю жизнь исследованию механизма, позволяющего Жизни сохранить себя в сложном, постоянно меняющемся мире, Чарлз в заключении к “Происхождению видов” написал: “Так как все современные формы жизни являются прямыми потомками тех, которые жили задолго до кембрийской эпохи, то мы можем быть уверены, что обычная последовательность поколений не была ни разу прервана и что никогда никакие катаклизмы не опустошали всю Землю. Отсюда мы можем с доверием рассчитывать на безопасное и продолжительное будущее”. А за спиной у него, наверное, улыбался необъятный дух дедушки Эразма и, заикаясь, шептал:

Итак, все горы, украшенье стран,
Высокий остров, пламенный вулкан,
И все громады суши, континенты —
Былому счастью мира монументы:
Они гласят, что размноженья ход
Сильней, чем смерть, что счастью
есть оплот,
Что жизнь растет и мир весь населяет
И всю природу вечно обновляет;
Они златая надпись: нет конца
Ни мудрости, ни благости творца!

“Храм природы” (перевод
Н. А. Холодковского).
0

#4 Пользователь офлайн   Александр 

  • Присутствующий
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 926
  • Регистрация: 13 Декабрь 05

Отправлено 20 Август 2006 - 14:04

А могли бы жить счастливо, wallbash.gif мои вам поздравления вы в команде ГНД. exclaim.gif счастья и долгих лет жизни этому форуму!!!
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей