Собственно говоря меня к обсуждению законов и развития общества сподвигло желание обсудить влияние социальных,экономических,природных,политических факторов на развитие общества.
Страница 1 из 1
Общество и законы в нём.
#2 Гость_NapalmDeath_*
Отправлено 15 Июль 2006 - 12:54
КОДЕКС ЗАКОНОВ ЦАРЯ ХАММУРАПИ.
Когда великий бог,царь ануннаков,Энлиль,владыка небес и земли,судящий судьбы страны,вручил Мардуку,первому сыну Эа,господство(буквальгно:энлильство) над всеми людьми и возвеличил его среди игигов,назвал Вавилон его великим именем,сделал его могущественнейшим среди стран света и утвердил в нём вечное царство,чьё основание прочно,подобно небесам и земле,- тогда меня,Хаммурапи,славного,богобоязненного князя,для того,чтобы дать сиять справедливости в стране,чтобы погубить беззаконных и злых,чтобы сильному не притеснять слабого,чтобы я,как Шамаш,восходил над черноголовыми и освещал страну,- призвали Ану и Энлиль для благоденствия людей.
Когда Мардук послал меня управлять народом и доставлять стране благополучие,я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу.Отныне:
1.Если человек,обвинив под клятвой человека,бросит на него [подозрение в] убийстве и не докажет этого,-обвинившего его должно убить.
2.Если человек бросит на человека [подозрение в] чародействе и не докажет этого,-тот,на кого брошено подозрение в чародействе,должен подойти к Реке и броситься в Реку.Если Река овладеет им,-обвинивший его может забрать его дом;а если Река этого человека очистит [от обвинения] и он останется невредим,-того,кто бросил на него [подозрение в] чародействе,должно убить,а бросавшийся в Реку получает дом своего обвинителя.
3.Если человек,выступив в судебном деле со свидетельством о преступлении,не докажет сказанных им слов,то,если это- судебное дело о жизни,этого человека должно убить.
4.Если же он выступил со свидетельством в судебном деле о хлебе или серебре- он должен понести наказание,определённое в таком судебном деле.
5.Если судья вынесет приговор,постановит решение,изготовит документ с печатью,а потом свой приговор изменит,- этого судью должно изобличить в изменении приговора,и он должен уплатить в 12-кратном размере иск,[предъявленный] в этом судебном деле,а также должен быть в совете свергнут со своего судебного кресла и не должен никогда восседать с судьями на суде.
6.Если человек украдёт имущество бога или дворца,- его должно убить; и того,кто примет из его рук украденное,должно убить.
7.Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро или золото,или раба,или рабыню,или вола,или овцу,или осла,или чтобы то ни было,- этот человек вор,его должно убить.
8. Если человек украдёт вола,или овцу,или свинью,или лодку,то,если это божье[или] если это дворцовое,он должен отдать это в 30-кратном размере,а если это принадлежало мушкенуму,- он должен возместить в 10-кратном размере;если же вору нечем отдавать,то его должно убить.
9.Если человек,у кого пропало что-либо,найдёт свою пропавшую вещь в руках [другого] человека,и тот,у кого в руках найдётся пропавшая вещь,скажет:"Мне,мол,продал её продавец,я купил при свидетелях,мол",а хозяин пропавшей вещи скажет:"Я представляю,мол,свидетелей,знающих мою пропавшую вещь",то покупатель должен привести продавца,продавшего вещь,и свидетелейпри ком он купил;также и хозяин пропавшей вещи должен представить свидетелей,знающих его пропавшую вещь.Судьи должны рассмотреть их дело,а свидетели,знающие потерянную вещь,должны показать перед богом то,что они знают.Продавец- вор,его должно убить;хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно,покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
10.Если покупатель не приведёт продавца,продавшего ему,и свидетелей,при которых он купил,а только хозяин пропавшей вещи представит свидетелей,знающих его пропавшую вещь,покупатель- вор,его должно убить;хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
11.Если хозяин пропавшей вещи не приведёт свидетелей,знающих его пропавшую вещь,- он лжец,возводит клевету,его должно убить.
12.Если продавец умер,-покупатель получает в 5-кратном размере иск,[предъявленный] в этом судебном деле,из дома продавца.
13.Если свидетелей этого человека нет близко,-судьи назначают ему срок до 6-го месяца.Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведёт,- он лжец,должен понести наказание,[определённое] в такомсудебном деле.
14.Если человек украдёт малолетнего сына человека,- его должно убить.
15.Если человек выведет за ворота раба дворца,или рабыню дворца,или раба мушкенума,или рабыню мушкенума,- его должно убить.
16.Если человек укроет в своём доме беглого раба,принадлежащего дворцу или мушкенуму,и не выведет его на клич глашатая,- этого домохозяина должно убить.
17.Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его хозяину,- хозяин раба должен уплатить ему 2 сикля серебра.
18.Если этот раб не назовёт своего господина,-должно привести его во дворец,затем исследовав обстоятельства его дела,возвратить его хозяину его.
19.Если же он удержит этого раба в своём доме и потом раб будет найден в его руках,- этого человека должно убить.
20.Если раб бежит из рук того,кто его задержал,- этот человек должен поклясться богом хозяину раба и быть свободным [от ответственности].
21.Если человек сделает пролом в доме,- его должно убить и зарыть перед проломом.
22.Если человек совершит грабёж и будет пойман,- его должно убить.
23.Если грабитель не будет схвачен,ограбленный должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее у него,а община и рабианум,на земле или в округекоторых произведён грабёж,должны возместить ему,что у него пропало.
24.Если [при этом загублена жизнь],- община и рабианум должны отвесить 1 мину серебра его родственникам.
25.Если в чьём-то доме вспыхнет огонь,[и] человек,пришедший тушить его,обратит свой взор на имущество домохозяина и возьмёт себе [что-нибудь из имущества] домохозяина,- этого человека должно бросить в этот огонь.
26.Если редум или баирум,которому приказано выступить в царский поход,не пойдёт,или,наняв наёмника,пошлёт его своим заместителем,-
этого редума или баирума должно убить;нанятый им получает его дом.
27.Если редум или баирум будет угнан [в плен?],будучи на царской службе,и после него его поле и сад будут отданы другому,который будет нести его [воинскую] повинность,- если тот,вернувшись,достигнет своей общины,должно отдать обратно ему его поле и сад,и он сам будет нести свою повинность.
28.Если редум или баирум будет угнан [в плен?],будучи на царской службе,и его сын может нести повинность,- должно отдать ему поле и сад,и он будет нести повинность своего отца.
29.Если сын его малолетен и не мжет нести повинность своего отца,- должно отдать 1/3 поля и сада его матери,и мать его вырастит его.
30.Если редум или баирум из-за своей повинности бросит своё поле,сад,дом,и после него другой возьмёт его поле,сад,дом и будет нести повинность в течение 3 лет,то если он вернётся и потребует своё поле,сад и дом,- не должно отдавать их ему,и тот,кто их взял и нёс его повинность,должен будет нести [её].
31.Если же он будет отсутствовать только один год и вернётся,-должно отдать ему поле,сад и дом,и он сам будет нести свою повинность.
Когда великий бог,царь ануннаков,Энлиль,владыка небес и земли,судящий судьбы страны,вручил Мардуку,первому сыну Эа,господство(буквальгно:энлильство) над всеми людьми и возвеличил его среди игигов,назвал Вавилон его великим именем,сделал его могущественнейшим среди стран света и утвердил в нём вечное царство,чьё основание прочно,подобно небесам и земле,- тогда меня,Хаммурапи,славного,богобоязненного князя,для того,чтобы дать сиять справедливости в стране,чтобы погубить беззаконных и злых,чтобы сильному не притеснять слабого,чтобы я,как Шамаш,восходил над черноголовыми и освещал страну,- призвали Ану и Энлиль для благоденствия людей.
Когда Мардук послал меня управлять народом и доставлять стране благополучие,я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие народу.Отныне:
1.Если человек,обвинив под клятвой человека,бросит на него [подозрение в] убийстве и не докажет этого,-обвинившего его должно убить.
2.Если человек бросит на человека [подозрение в] чародействе и не докажет этого,-тот,на кого брошено подозрение в чародействе,должен подойти к Реке и броситься в Реку.Если Река овладеет им,-обвинивший его может забрать его дом;а если Река этого человека очистит [от обвинения] и он останется невредим,-того,кто бросил на него [подозрение в] чародействе,должно убить,а бросавшийся в Реку получает дом своего обвинителя.
3.Если человек,выступив в судебном деле со свидетельством о преступлении,не докажет сказанных им слов,то,если это- судебное дело о жизни,этого человека должно убить.
4.Если же он выступил со свидетельством в судебном деле о хлебе или серебре- он должен понести наказание,определённое в таком судебном деле.
5.Если судья вынесет приговор,постановит решение,изготовит документ с печатью,а потом свой приговор изменит,- этого судью должно изобличить в изменении приговора,и он должен уплатить в 12-кратном размере иск,[предъявленный] в этом судебном деле,а также должен быть в совете свергнут со своего судебного кресла и не должен никогда восседать с судьями на суде.
6.Если человек украдёт имущество бога или дворца,- его должно убить; и того,кто примет из его рук украденное,должно убить.
7.Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро или золото,или раба,или рабыню,или вола,или овцу,или осла,или чтобы то ни было,- этот человек вор,его должно убить.
8. Если человек украдёт вола,или овцу,или свинью,или лодку,то,если это божье[или] если это дворцовое,он должен отдать это в 30-кратном размере,а если это принадлежало мушкенуму,- он должен возместить в 10-кратном размере;если же вору нечем отдавать,то его должно убить.
9.Если человек,у кого пропало что-либо,найдёт свою пропавшую вещь в руках [другого] человека,и тот,у кого в руках найдётся пропавшая вещь,скажет:"Мне,мол,продал её продавец,я купил при свидетелях,мол",а хозяин пропавшей вещи скажет:"Я представляю,мол,свидетелей,знающих мою пропавшую вещь",то покупатель должен привести продавца,продавшего вещь,и свидетелейпри ком он купил;также и хозяин пропавшей вещи должен представить свидетелей,знающих его пропавшую вещь.Судьи должны рассмотреть их дело,а свидетели,знающие потерянную вещь,должны показать перед богом то,что они знают.Продавец- вор,его должно убить;хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно,покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.
10.Если покупатель не приведёт продавца,продавшего ему,и свидетелей,при которых он купил,а только хозяин пропавшей вещи представит свидетелей,знающих его пропавшую вещь,покупатель- вор,его должно убить;хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь.
11.Если хозяин пропавшей вещи не приведёт свидетелей,знающих его пропавшую вещь,- он лжец,возводит клевету,его должно убить.
12.Если продавец умер,-покупатель получает в 5-кратном размере иск,[предъявленный] в этом судебном деле,из дома продавца.
13.Если свидетелей этого человека нет близко,-судьи назначают ему срок до 6-го месяца.Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведёт,- он лжец,должен понести наказание,[определённое] в такомсудебном деле.
14.Если человек украдёт малолетнего сына человека,- его должно убить.
15.Если человек выведет за ворота раба дворца,или рабыню дворца,или раба мушкенума,или рабыню мушкенума,- его должно убить.
16.Если человек укроет в своём доме беглого раба,принадлежащего дворцу или мушкенуму,и не выведет его на клич глашатая,- этого домохозяина должно убить.
17.Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его хозяину,- хозяин раба должен уплатить ему 2 сикля серебра.
18.Если этот раб не назовёт своего господина,-должно привести его во дворец,затем исследовав обстоятельства его дела,возвратить его хозяину его.
19.Если же он удержит этого раба в своём доме и потом раб будет найден в его руках,- этого человека должно убить.
20.Если раб бежит из рук того,кто его задержал,- этот человек должен поклясться богом хозяину раба и быть свободным [от ответственности].
21.Если человек сделает пролом в доме,- его должно убить и зарыть перед проломом.
22.Если человек совершит грабёж и будет пойман,- его должно убить.
23.Если грабитель не будет схвачен,ограбленный должен клятвенно показать перед богом всё пропавшее у него,а община и рабианум,на земле или в округекоторых произведён грабёж,должны возместить ему,что у него пропало.
24.Если [при этом загублена жизнь],- община и рабианум должны отвесить 1 мину серебра его родственникам.
25.Если в чьём-то доме вспыхнет огонь,[и] человек,пришедший тушить его,обратит свой взор на имущество домохозяина и возьмёт себе [что-нибудь из имущества] домохозяина,- этого человека должно бросить в этот огонь.
26.Если редум или баирум,которому приказано выступить в царский поход,не пойдёт,или,наняв наёмника,пошлёт его своим заместителем,-
этого редума или баирума должно убить;нанятый им получает его дом.
27.Если редум или баирум будет угнан [в плен?],будучи на царской службе,и после него его поле и сад будут отданы другому,который будет нести его [воинскую] повинность,- если тот,вернувшись,достигнет своей общины,должно отдать обратно ему его поле и сад,и он сам будет нести свою повинность.
28.Если редум или баирум будет угнан [в плен?],будучи на царской службе,и его сын может нести повинность,- должно отдать ему поле и сад,и он будет нести повинность своего отца.
29.Если сын его малолетен и не мжет нести повинность своего отца,- должно отдать 1/3 поля и сада его матери,и мать его вырастит его.
30.Если редум или баирум из-за своей повинности бросит своё поле,сад,дом,и после него другой возьмёт его поле,сад,дом и будет нести повинность в течение 3 лет,то если он вернётся и потребует своё поле,сад и дом,- не должно отдавать их ему,и тот,кто их взял и нёс его повинность,должен будет нести [её].
31.Если же он будет отсутствовать только один год и вернётся,-должно отдать ему поле,сад и дом,и он сам будет нести свою повинность.
#4 Гость_NapalmDeath_*
Отправлено 15 Июль 2006 - 15:20
32. [Ес]ли редум или баирум,который угнан [в плен] (?) во время царского похода,будет выкуплен тамкаром и доставлен в свою общину,то если в его доме есть чем выкупиться,он должен выкупить себя сам; если в его доме нечем выкупиться,он должен быть выкуплен от храма своей общины,а если у храма его общины нечем выкупить,его должен выкупить дворец.Его поле,сад и дом не должно отдавать на его выкуп.
33.Если декум или лубуттум возьмём себе имущество редума,причинит вред редуму,отдаст редума в наём,предаст редума на суде более сильному или возьмёт себе подарок,пожалованный редуму царём,- он теряет своё серебро.
35.Если человек купит у редума волов или овец,пожалованных редуму царём,- он теряет своё серебро.
36.Поле,сад и дом редума,баирума или приносящего подать [или арендную плату] не могут быть отданы за серебро.
37.Если человек купит поле,сад или дом редума,баирума или приносящего подать(арендную плату?),- его документ должно разбить,и он теряет своё серебро,[а] поле,сад и дом возвращаются их
[прежнему] хозяину.
38.Редум,баирум или приносящий подать(арендную плату?) не может отписывать из своих поля,сада или дома,связанных с повинностью,воей жене или дочери,а также отдавать за свой долг.
39.Из поля,сада или дома,которые он,купив,приобрёл,он может отписывать своей жене или дочери,а также отдавать за свой долг.
40.Божья жена,тамкар,или обязанный другой повинностью,могут отдать своё поле,сад или дом за серебро.Покупатель должен нести повинность,связанную с купленными им полем,садом или домом.
41.Если человек обменяет [на свои] поле,сад и дом редума,баирума или приносящего подать(арендную плату?) и сделает приплату,то редум,баирум или приносящий подать может вернуться к своему полю,саду и дому и может забрать сделанную приплату.
42.Если человек,взявший поле для обработки,не вырастит на нём хлеба,-(то) изобличённый в том,что он не произвёл на поле работы,и он должен отдать хозяину поля хлеб,как и его соседи.
43.Если он,не обработав поля,оставит его под паром,-он должен отдать хозяину поля хлеб,как и его соседи,и поле,оставленное им под паром,должен вспахать(?),взборонить(?) и вернуть хозяину поля.
44.Если человек возьмёт на 3 года целину для поднятия,но,по ленности,не возделает поля,-на четвёртый год он должен вспахать(?),
взборонить(?) поле и вернуть хозяину поля(?),а также отмерить ему 10 курру хлеба за каждые 10 ику.
45.Если человек отдаст своё поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за своё поле,[а] потом Адад затопит поле или наводнение унесёт [жатву],то убыток падёт только на земледельца.
46.Если он не получает (определённой) арендной платы,и либо отдалполе исполу,либо из третьей доли,(то) находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить сообразно соотношению [их частей].
47.Если земледелец не получит в первый год [пользы от] своих трудов (и) скажет:"Я обработаю поле для себя(т.е. на свой риск?)",-
хозяин поля не должен противиться этому;поле его должен обрабатывать только земледелец,и при жатве он получит хлеб сообразно с договором.
48. Если человек,взяв взаймы серебро у тамкара,отдаст тамкару годное для обработки хлебное или сезамное поле,говоря ему:"Возделай поле,собери хлеб или сезам и возьми его себе",если земледелец [тамкар] вырастит на поле хлеб или сезам,- выросший на поле хлеб и сезам должен взять (только) хозяин поля и должен отдать тамкару хлеб за серебро,взятое им у тамкара,с процентами на него,а также за издержки тамкара по обработке.
33.Если декум или лубуттум возьмём себе имущество редума,причинит вред редуму,отдаст редума в наём,предаст редума на суде более сильному или возьмёт себе подарок,пожалованный редуму царём,- он теряет своё серебро.
35.Если человек купит у редума волов или овец,пожалованных редуму царём,- он теряет своё серебро.
36.Поле,сад и дом редума,баирума или приносящего подать [или арендную плату] не могут быть отданы за серебро.
37.Если человек купит поле,сад или дом редума,баирума или приносящего подать(арендную плату?),- его документ должно разбить,и он теряет своё серебро,[а] поле,сад и дом возвращаются их
[прежнему] хозяину.
38.Редум,баирум или приносящий подать(арендную плату?) не может отписывать из своих поля,сада или дома,связанных с повинностью,воей жене или дочери,а также отдавать за свой долг.
39.Из поля,сада или дома,которые он,купив,приобрёл,он может отписывать своей жене или дочери,а также отдавать за свой долг.
40.Божья жена,тамкар,или обязанный другой повинностью,могут отдать своё поле,сад или дом за серебро.Покупатель должен нести повинность,связанную с купленными им полем,садом или домом.
41.Если человек обменяет [на свои] поле,сад и дом редума,баирума или приносящего подать(арендную плату?) и сделает приплату,то редум,баирум или приносящий подать может вернуться к своему полю,саду и дому и может забрать сделанную приплату.
42.Если человек,взявший поле для обработки,не вырастит на нём хлеба,-(то) изобличённый в том,что он не произвёл на поле работы,и он должен отдать хозяину поля хлеб,как и его соседи.
43.Если он,не обработав поля,оставит его под паром,-он должен отдать хозяину поля хлеб,как и его соседи,и поле,оставленное им под паром,должен вспахать(?),взборонить(?) и вернуть хозяину поля.
44.Если человек возьмёт на 3 года целину для поднятия,но,по ленности,не возделает поля,-на четвёртый год он должен вспахать(?),
взборонить(?) поле и вернуть хозяину поля(?),а также отмерить ему 10 курру хлеба за каждые 10 ику.
45.Если человек отдаст своё поле земледельцу за арендную плату и получит арендную плату за своё поле,[а] потом Адад затопит поле или наводнение унесёт [жатву],то убыток падёт только на земледельца.
46.Если он не получает (определённой) арендной платы,и либо отдалполе исполу,либо из третьей доли,(то) находящийся на поле хлеб земледелец и хозяин поля должны делить сообразно соотношению [их частей].
47.Если земледелец не получит в первый год [пользы от] своих трудов (и) скажет:"Я обработаю поле для себя(т.е. на свой риск?)",-
хозяин поля не должен противиться этому;поле его должен обрабатывать только земледелец,и при жатве он получит хлеб сообразно с договором.
48. Если человек,взяв взаймы серебро у тамкара,отдаст тамкару годное для обработки хлебное или сезамное поле,говоря ему:"Возделай поле,собери хлеб или сезам и возьми его себе",если земледелец [тамкар] вырастит на поле хлеб или сезам,- выросший на поле хлеб и сезам должен взять (только) хозяин поля и должен отдать тамкару хлеб за серебро,взятое им у тамкара,с процентами на него,а также за издержки тамкара по обработке.
#6
Отправлено 15 Июль 2006 - 16:37
Цитата(Александр)
Сам вопрос задал сам ответил, прекрастная практика общения.
Безусловно При некоторых обстоятельствах человек может общаться сам с собой часами...
#7 Гость_NapalmDeath_*
Отправлено 15 Июль 2006 - 19:31
ХАММУРАПИ (правил в 1792-50 до н. э.), правитель Вавилона из Аморейской династии, в царствование которого был составлен первый известный письменный свод законов — Кодекс Хаммурапи. События 43-летнего правления Хаммурапи известны благодаря общей для Месопотамии традиции именовать год по какому-либо из деяний царя. Вступление Хаммурапи на престол было ознаменовано обычным для первого года правления царя «указом о справедливости», согласно которому должники по всей стране освобождались от уплаты долгов и долгового рабства. О начале его действия возвещал факел, возжигаемый царем на городской стене Вавилона: окрестные селения и города зажигали новые огни и передавали весть далее по всей стране.
Хаммурапи продолжил политику своего отца Синмубаллита, который стремился установить контроль над ирригационной системой и землями, расположенными южнее Вавилона. В 1787 до н. э. царь успешно воевал с правителем Ларсы Рим-Сином, захватил города Урук, Иссин и подошел к Ларсе на расстояние одного дневного перехода. Но уже в следующем году военные действия велись уже в пределах царства Хаммурапи и закончились установлением длительного мира между противниками, вынужденными считаться с военным могуществом друг друга.
Заключение мира с Рим-Сином дало возможность Хаммурапи изменить направление военной экспансии. Надписи царя сообщают о разорении им стоявшего неподалеку от устья реки Диялы города Малгиум и присоединении к Вавилонскому царству земель вокруг города Рапикум, который был расположен значительно севернее Вавилона. Строительство стен против «горной страны» призвано было обезопасить рубежи государства от нападения кочевых племен.
Следующие 20 лет правления Хаммурапи были посвящены строительству новых храмов и восстановлению старых, сооружению оросительных каналов, два из которых были названы именем царя — «Хаммурапи — изобилие» и «Хаммурапи — богатство народов». Широкая строительная деятельность Хаммурапи свидетельствовала о богатстве и процветании его страны. Сохранились многочисленные письма Хаммурапи в различные концы подвластного ему государства, содержавшие подробные инструкции чиновникам и должностным лицам. Энергия и политическая мудрость царя способствовали упрочению центральной власти: был установлен жесткий государственный контроль над торговлей, упорядочен сбор налогов, проведена судебная реформа, завершившаяся в конце царствования изданием знаменитого Кодекса Хаммурапи. Царь подчинил своей власти храмовые хозяйства и жрецов, которые в официальных документах стали именовать себя его рабами.
В 1764 до н.э на 29-м году царствования Хаммурапи одержал победу над угрожавшей Вавилону коалицией племен, «которую собрал Элам вместе с Субарту, кутиями, Эшнунной и Малгиумом». На 31-м году правления Хаммурапи победил своего старого соперника царя Рим-Сина, объединив под властью Вавилона земли Юга. На 35-м году правления он завоевал Мари и уничтожил его могущество, повелев срыть городские стены; на 38-м году царствования он подчинил своей власти Эшнунну.
Умерший в преклонном возрасте царь последние годы жизни был болен и передал полномочия власти своему сыну Самсуилуне. Последовавшее за смертью Хаммурапи всеобщее восстание городов Юга Двуречья может быть воспринято как свидетельство о непрочности его власти на завоеванных территориях. Имя Хаммурапи сохранилось благодаря сборнику законов. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он — «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона».
Хроника человечества
История культуры
И. В. Кувшинская
Хаммурапи продолжил политику своего отца Синмубаллита, который стремился установить контроль над ирригационной системой и землями, расположенными южнее Вавилона. В 1787 до н. э. царь успешно воевал с правителем Ларсы Рим-Сином, захватил города Урук, Иссин и подошел к Ларсе на расстояние одного дневного перехода. Но уже в следующем году военные действия велись уже в пределах царства Хаммурапи и закончились установлением длительного мира между противниками, вынужденными считаться с военным могуществом друг друга.
Заключение мира с Рим-Сином дало возможность Хаммурапи изменить направление военной экспансии. Надписи царя сообщают о разорении им стоявшего неподалеку от устья реки Диялы города Малгиум и присоединении к Вавилонскому царству земель вокруг города Рапикум, который был расположен значительно севернее Вавилона. Строительство стен против «горной страны» призвано было обезопасить рубежи государства от нападения кочевых племен.
Следующие 20 лет правления Хаммурапи были посвящены строительству новых храмов и восстановлению старых, сооружению оросительных каналов, два из которых были названы именем царя — «Хаммурапи — изобилие» и «Хаммурапи — богатство народов». Широкая строительная деятельность Хаммурапи свидетельствовала о богатстве и процветании его страны. Сохранились многочисленные письма Хаммурапи в различные концы подвластного ему государства, содержавшие подробные инструкции чиновникам и должностным лицам. Энергия и политическая мудрость царя способствовали упрочению центральной власти: был установлен жесткий государственный контроль над торговлей, упорядочен сбор налогов, проведена судебная реформа, завершившаяся в конце царствования изданием знаменитого Кодекса Хаммурапи. Царь подчинил своей власти храмовые хозяйства и жрецов, которые в официальных документах стали именовать себя его рабами.
В 1764 до н.э на 29-м году царствования Хаммурапи одержал победу над угрожавшей Вавилону коалицией племен, «которую собрал Элам вместе с Субарту, кутиями, Эшнунной и Малгиумом». На 31-м году правления Хаммурапи победил своего старого соперника царя Рим-Сина, объединив под властью Вавилона земли Юга. На 35-м году правления он завоевал Мари и уничтожил его могущество, повелев срыть городские стены; на 38-м году царствования он подчинил своей власти Эшнунну.
Умерший в преклонном возрасте царь последние годы жизни был болен и передал полномочия власти своему сыну Самсуилуне. Последовавшее за смертью Хаммурапи всеобщее восстание городов Юга Двуречья может быть воспринято как свидетельство о непрочности его власти на завоеванных территориях. Имя Хаммурапи сохранилось благодаря сборнику законов. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он — «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона».
Хроника человечества
История культуры
И. В. Кувшинская
Поделиться темой:
Страница 1 из 1