доклад на тему:
"Мотивация творчества".
Не сообразила конечно,а скачала (; ,но в общем как-то так.Если это не пойдет,напиши.
Серова Е.А.
Заслуженный учитель РФ
Учитель ИЗО, МОУ СОШ № 14
Г. Магнитогорск
Мотивация творчества
Госстандарт образования в области искусства формулирует обязательные минимальные требования к преподаванию изобразительного искусства достаточно емко. Например: одна из целей звучит:
• Формирование знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
А опыт художественно-творческой деятельности Должен быть достаточен для самоопределения в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Достижение этих одних из многих требований Госстандарта требует глубокой аналитической оценки процесса преподавания, создания системы творческого общения учителя и учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Мотивация творческой деятельности, как ее обеспечить в учебном процессе. Проблема над которой учителю ИЗО необходимо постоянно работать.
В опыте моей работы было немало интересных находок в этом направлении педагогической деятельности. Это и опыт сотрудничества с МаГУ, когда студенты-практиканты организовывали выставки своих творческих работ в школе, проводили уроки, мастер-классы, с интересными экспериментальными способами создания изображений. Создание в школе выставочного зала, в экспозиции которого учащиеся часто с гордостью показывают своим родителям и друзьям свои работы. Могучим средством мотивации творчества, является образовательная среда в которой находится ребенок, и в этом смысле школа в которой я работаю очень интересна т.к в ней создано образовательное пространство классов-студий, дающих знания и опыт творческой деятельности в области искусств и общеобразовательных предметов.
В настоящее время актуальной проблемой в области образования стала проблема информатизации и обеспечения компьютерной грамотности учащихся. С открытием в школе компьютерного класса мы ввели в содержание образования всех студийных классов предмет «компьютерная графика». Этот шаг позволил расширить познания учащихся в области применения ИКТ, а так же дал еще возможность расширить межпредметные связи, позволяя учащимся создавать собственные творческие проекты в различных областях школьной программы. Например презентации по биологии, физике и т.д. на основе рефератов и собственных исследований, проекты плакатов, видеоролики. Создание виртуальных выставок на основе фоторепродукций своих рисунков. Развивая это направление преподавания в течении трех лет мы помогли нашим учащимся принять участие в международном конкурсе компьютерной графики «Электронное перо»-2005 и 2006г., конкурсе «Персонал – 2005» и «Персонал -2006», В настоящее время предполагается работа по созданию школьного сайта , на котором предполагается разместить виртуальные выставки рисунков учащихся , и сделать результаты их творчества доступными для широкого круга зрителей, и получения признания в виртуальной книге отзывов. Этот опыт работы открывает новые пути активизации творческого сотрудничества педагогов, учащихся, родителей и помогает стимулировать у детей потребность творить и публиковать плоды своего творчества с помощью современных компьютерных технологий.
и
Мотивация творчества
Сегодняшний разговор посвящён такой важной проблеме для творческих людей как поиск мотивации. Очень часто бывает так, что после трудного (а может и самого обычного) дня совершенно не тянет заставлять свой мозг что-то творить. Дни идут за днями, в ожидании выходных откладываются дела. Но вот, наступают выходные, и оказывается, что нужно решить очень много задач, связанных с повседневной жизнью. Обычно это называют рутиной или текучкой. Вот и получается, что свет не увидит продолжения "Войны и мир" в вашем исполнении, а Лувр не предоставит место для шедевра русской живописи из-под вашей кисти.
Что же делать?! Кто виноват?! Ответ на второй вопрос прост. Мы сами. Виноваты в том, что не смогли правильно распределить своё время. Сложно предположить будто бы судьба отвела Н. Рериху или Л.Толстому больше времени, чем нам. Если нам повезёт, мы тоже сможем дожить до старости, лет семьдесят или даже девяносто. Толстому и Рериху тоже нужно было кушать и спать, общаться с людьми, находить источники к существованию. Это нормально, это жизненно. Если хотите возразить, что, мол, Толстой был граф, за него всё делали, то, во-первых, вспомните Репина и других передвижников, которые на хлеб себе первое время не могли заработать, а во-вторых, Толстой бы ничего не написал о русском человеке, если бы сам не прочувствовал его жизнь на своей шкуре. Он не ходил бы босой, не рядился бы в крестьянскую одежду, если бы страстно не желал проникнуться духом простого человека. Переживаемые жизненные трудности дают силу для творчества, как это не пародоксально. Я замечал за собой удивительно сильную тягу к творению именно в те моменты, когда нужно было сдавать сессию, разгре**** завал на работе, разбираться с ипотекой и прочее. Напротив, когда всё было хорошо и мне было тепло и сухо в самовыражении не было потребности: "а, завтра сделаю".
И всё-таки вернёмся к распределению времени. Как мы уже выяснили, нам всем хочется кушать с завидной периодичностью, нужно оплачивать счета, убираться в квартире, посещать любимых и нелюбимых родственников, и выполнять огромное количество нужных и необходимых дел. От этого никуда не денешься. Значит, нужно встраивать творческое самовыражение в эту жёсткую схему. Как же так, можете вы спросить: "я что - должен планировать рисование монументального батального полотна "Скинхеды убивают Качараву" с 21.00 по 22.35 каждый день?! Я же так не могу, мне надо настроиться, отдохнуть и всё такое." И безусловно вы будете правы, мой дорогой читатель. Но, с другой стороны, задумайтесь, полотна сами не пишутся. Пока вы будете медитировать на кисточку и краски, порыв уже пройдёт. Вас испугает предстоящий вал работы. Это не матрёшку расписывать, это непреходящий шедевр ваять. И вот первая главная мысль: а не начать ли рисование шедевра с росписи матрёшек? Стоит ли закладываться на нечто чересчур большое не зная своих сил? Чтобы выяснить во что выливается трудная большая работа нужно попробовать себя в чём-то меньшем, но регулярном. Последить за собой, как получается совмещать обычную повседневную жизнь и это занятие. Если не получается регулярно расписывать матрёшки, то как тут написать монументальное полотно?! А вот и вторая важная мысль: действительно значимые произведения искусства, которые остаются в памяти людей после того, как они перестанут их созерцать, обычно получаются двумя способами: либо по воле Бога, давшего вам гениальное вдохновение, либо кропотливым долгим трудом. Соответственно, если вы не слышите в голове голосов: "ты - избранный!", то, наверное, стоит приготовиться к долгому упорному труду.
А что же с подготовкой к творению? Действительно, это очень важный этап. Не знаю как вы, но мне нужно время, чтобы настроиться на творческий процесс. Попробуйте продумывать и планировать шаги по созданию своего творческого произведения во время периодов относительного покоя. У некоторых это хорошо получается в горизонтальном положении на диване, лично у меня - во время прогулок в одиночку. Вообще, во время ходьбы. Каждому своё. И к моменту появления свободного времени вы уже будете знать, что вам нужно сделать на следующем участке пути к своей цели.
Если вам отдавили ногу в метро, вы пробежались по магазинам, приготовили ужин и поужинали, то, скорее всего, сразу возникнет мысль: "а может быть, завтра?" Ни в коем случае! Гоните её прочь! В тайм-менеджменте, науке по управлению временем для современного человека, существует понятие "слон". Именем этого доброго животного называют какое-то огромное, с виду неподъёмное, дело. Например, купить квартиру, написать кандидатскую диссертацию или родить ребёнка. В некотором роде, предмет искусства, который вы желаете произвести на свет в условиях жёсткой нехватки времени и сил, тоже является "слоном". Рецепт борьбы со"слонами" выглядит так: каждый день вы должны совершать какие-либо результативные действия в направлении к своей цели. Я подчёркиваю - результативных! Если вы пишете диссертацию, и результатом сегодняшнего дня значится "много думал" - это нерезультативное действие. А если вы действительно много думали и в результате пришли к каким-то выводам, которые запечатлели на бумаге, тогда это результат. Даже промежуточные решения, которые станут впоследствии предпосылками к новым решениям, тоже являются результатом. Два предыдущих совета идут рука об руку. Во время дня вы продумываете небольшие шаги к достижению поставленной цели, а затем их реализуете. Таким образом, через некоторое время "слон" будет съеден.
Очень важно получать от своего творчества удовлетворение. Если вы не "пишете в ящик", то наверняка будете показывать плоды своего труда другим людям. Это очень важный и значимый этап. Однако и здесь есть свои особенности. Не показывайте не готовую работу другим людям. Представив на суд общественности белое полотно с двумя бабочками и гордо заявляя: "здесь будет город-сад", вы рискуете нарваться на стену непонимания. Даже замечания ваших зрителей "ах!", "ох!", "круто-ты-молодец!" мало что значат. Если, конечно, вашей задачей не было покрасоваться перед другими. Ведь мы с вами создаём настоящее произведение искусства, а не поделку для своих? Ещё хуже то, что вас запомнят по этой работе, и потом будут говорить: "а, это тот человек, который нарисовал бестолковых бабочек?". Переломить дурное отношение будет сложно. Потому лучше сразу показывать достойные работы. Понимаете, невозможно сразу стать гениальным творцом. На каждом уровне развития творческой личности есть свой образец качества. Лучше хорошо рисовать руки человеческой фигуры, чем всю фигуру, но в духе "Сеятеля облигаций беспроцентного займа" Остапа Бендера. Потом вы научитесь рисовать ноги, голову и торс, а также соединять это вместе, но это будет потом. А пока пусть люди запомнят, что у вас очень хорошо получались человеческие руки. Их приятно удивит, когда через год вы покажете им человеческую фигуру, где соблюдены пропорции и есть вкус.
Таким образом, выход нашего творческого "я" полностью находится в наших руках. Разумно строя свою жизнь, находя пути реализации своих целей, мы в конце концов превращаемся из "человека разумного" в "человека