Отправлено 10 Декабрь 2006 - 16:30
Выдержки из беседы И.В. Сталина и немецкого писателя Эмиля Людвига 13.12.31
...
"Людвиг: марксизм отрицает выдающуюся роль личности в истории. Не видите ли вы противоречия между материалистическим пониманием истории и тем, что вы все-таки признаете выдающуюся роль исторических личностей?
Сталин: Нет, противоречия здесь нет. Марксизм вовсе не отрицает роли выдающихся личностей или того, что люди делают историю. У Маркса в его «Нищете философии» и других произведениях вы можете найти слова о том, что именно люди делают историю. Но, конечно, люди делают историю не так, как им подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как им придет в голову. Каждое новое поколение встречается с определенными условиями, уже имевшимися готовыми в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить... Именно люди, но лишь поскольку они правильно понимают условия, которые они застали в готовом виде, и лишь поскольку они понимают, как эти условия изменить, делают историю. Так, по крайней мере, понимаем Маркса мы, русские большевики. А мы изучали Маркса не один десяток лет".
...
"Что касается рабочих и крестьян СССР, то они не такие смирные, покорные и запуганные, какими вы их себе представляете. В Европе многие представляют себе людей в СССР по старинке, думая, что в России живут люди, во-первых, покорные и, во-вторых, ленивые. Это представление устарелое ив корне неправильное. Оно создалось в Европе с тех времен, когда стали наезжать в Париж русские помещики, транжирили там награбленные деньги и бездельничали. Это были действительное безвольные и никчемные люди. Отсюда делались выводы о «русской лени». Но это не в коей мере не может касаться русских рабочих и крестьян, которые добывали и добывают средства к жизни своим собственным трудом. Довольно странно считать покорными и ленивыми русских крестьян и рабочих, проделавших в короткий срок три революции, разгромивших царизм и буржуазию и победоносно строящих ныне социализм».
...
«Людвиг: вы неоднократно подвергались риску и опасности, вас преследовали. Вы участвовали в боях. Ряд ваших близких друзей погиб. Вы остались в живых. Чем вы это объясните? И верите ли вы в судьбу?
Сталин: нет, не верю. Большевики и марксисты в судьбу не верят. Само понятие судьбы, понятие шикзаля – предрассудок, ерунда, пережиток мифологии. Вроде мифологии древних греков, у которых богиня судьбы направляла судьбы людей.
Людвиг: значит, тот факт, что вы не погибли, является случайностью?
Сталин: имеются и внутренние и внешние причины, совокупность которых привела к тому, что я не погиб. Но совершенно независимо от этого на моем месте мог быть другой, ибо кто-то должен был здесь сидеть. Судьба – это нечто незакономерное, нечто мистическое. В мистику я не верю. Конечно, были причины того, что опасности прошли мимо меня. Но мог иметь место ряд других случайностей, ряд других причин, которые могли привести к прямо противоположному результату. Так называемая судьбы тут не при чем».
...
«Людвиг: является ли честолюбие стимулом или помехой для деятельности крупной исторической личности?
Сталин: при различных условиях роль честолюбия различна. В зависимости от условий роль честолюбия может быть стимулом или помехой для деятельности крупной исторической личности. Чаще всего оно бывает помехой».